А.В. Болдырев МИЛИЦИЯ РАЗРУШАЕТ ОСНОВЫ?

03.01.2018 В советские времена советская милиция позиционировалась как организация, призванная охранять социалистический строй. Чем она, в общем, довольно успешно занималась на протяжении всего существования СССР. Теоретически эта функция должна была закрепляться и в сознании советских людей через СМИ, в том числе и через «важнейшее из всех искусств» . Это тоже делалось качественно и успешно. Сериалы «Место встречи изменить нельзя», «Рожденная революцией» вошли в классику советского кинематографа, а деревенский Анискин стал чуть ли не нарицательным названием сельского участкового. Не говоря уже о многочисленных детективных фильмах, где советский милиционер настигал преступника, попутно демонстрируя лучшие моральные качества. Однако есть любопытные фильмы, которые можно назвать исключениями из правила, где поведение милиционера выглядит спорным. К таким исключениям можно отнести фильм «Здравствуй и прощай», снятый в 1972-м году на студии «Ленфильм». Вообще, фильм выглядит как совершенно безобидная лирическая комедия, но как говорится, есть некоторые детали. Четко прослеживаются две, практически равноправные сюжетные линии. Одна – это стандартная для начала 1970-х установка на прекращение оттока сельского населения в города . А другая – это лирические отношения двух взрослых людей. С первой линией понятно. Муж главной героини уехал в город «искать смысл». На поверку оказывается, что никакого смысла он там не нашел, просто стал одним из многочисленных рабочих одного из множества заводов. Поэтому и стремится вернуться в деревню и семью. Однако не принимает его ни семья, ни деревня. И жена с детьми остаются на селе. Выражаясь языком учетчика Ракова (Борислав Брондуков), «урбанизацию можно остановить». Мы же остановимся на второй линии. Александра Ярмолюк живет своей жизнью, надеясь исключительно на себя. Муж Митька уехал в областной центр «искать смысл» и год о нем ни слуху ни духу. Трое детей. Работа на ферме. Разговоры с соседками. Частенько розыгрыши, иногда не вполне дружеские. Быстрая на слово и дело Александра хоть кому способна дать отпор, а то и подначить сама. И тут в деревне появляется новый участковый Григорий Степанович Буров. Вежливый, принципиальный, - в исполнении Олега Ефремова он получился особенно интеллигентным, - раненный «при исполнении» и холостой. И между двумя взрослыми, давно разменявшими четвертый десяток людьми, как будто пробегает искра. Чувство разгорается стремительно. Александра открыто, на виду у всей деревни, ходит к любимому на работу, чтобы накормить обедом, что по деревенским меркам является открытым признанием связи. Но тут свои права предъявляет муж. Его слова «семья – ячейка общества» звучат прямым обвинением участковому, который обязан охранять покой этого самого общества, но вольно или невольно стал виновником разрушения этой самой ячейки. И Буров колеблется между служебным долгом и чувством. Даёт Ярмолюкам что-то вроде «испытательного срока». Но «треснутое не склеить». Митька возвращается в город. Прямо в фильме не говорится, что Григорий и Александра нашли своё счастье, но взгляд Александры, обращенный в зрительный зал, не оставляет сомнений. Понятно, что семьи уже практически не было, но милиционер, а в его лице – советская милиция, фактически стал виновником её окончательного распада. Понятно, что люди попадаются разные и в правоохранительных органах тоже. Понятно, что жизненные ситуации складываются так, что никакому сценаристу и в голову не придет. Однако на киноэкране, в рамках социалистического реализма, советский милиционер должен был вести себя иначе. Не понятно, почему цензура пропустила такое? И тем не менее, фильм хорош. Особенно сейчас, когда идеологические установки остались в прошлом. Перед зрителем раскрывается бесхитростная, но очень трогательная история любви двух взрослых людей, нашедших свое чувство, когда, казалось, уже ничего в жизни не будет в воплощении признанных мастеров советского кино. Еще в фильме множество комических ситуаций, в которые попадают герои. Отдельно хотелось бы остановиться на исполнительнице главной роли Людмиле Зайцевой, знакомой зрителям по фильмам «А зори здесь тихие», «Кадкина всякий знает». Ей всегда удавались образы женщин, красивых какой-то особой внутренней красотой. Таких редко берут в любовницы, чтобы хвастаться перед друзьями, как хвастают новой машиной или гаджетом последней модели. С такими растят детей, радуются внукам, в общем – просто живут, деля радости и горести. Да и остальные актеры ей под стать: Виктор Павлов, Наталья Гундарева, Михаил Кононов, Александр Демьяненко и другие. Людям постарше, думаю, будет интересно окунуться в атмосферу 1970-х: вспомнить, что тогда магазине понятие «дефицит» имело особое значение; как на улицах можно было запросто узнать свой вес, как популярны были страсти в индийских фильмах, как жили простые советские люди.


Просмотры: 240

Возврат к списку