Магнитов С.Н. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС

20.09.2017

Магнитов С.Н. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС

          В спорах  о том, должны ли дети для обретения навыка труда и профессии работать с малых лет, один их главных аргументов противников, - как правило, бездетных педагогов, та-кой: у детей будет стресс. Мы не станем спорить, нужен этот стресс или нет, по нам он, малый, нужен, чтобы в двадцать лет стресс побольше не угробил уже взрослого, но не стрессоустойчивого человека. Вообще непонятно, откуда должны взяться уважение к труду, трудовые на-выки и стрессоустойчивость, если от них детей охранять? Разумеется, мы не говорим об анти-педагогических развлекательных глупостях, вроде прогулки на лодках в шторм с трагическим исходом – это уже не приучение к труду и к стрессу, это просто глупость.  
           Так вот, летняя бизнес-школа, дети заработали денег, но один из них, мальчик 10-лет взял с собой мешок машинок, с которыми он престал работать. И когда у его юных коллег пяти и четырех лет объявился заработок, он их просто начал продавать. Мы пронаблюдали, что машинки были вполне пригодные, амортизационная скидка вполне законная. Но все равно как-то непривычно. Задумались, как тут быть? Торг налицо. Мы не приучены к подготовке коммерсантов – а тут налицо грамотный торг. Что с этим делать? Ведь все довольны – для всех выгода, но точит червь советской школы – все-таки детская торговля – ну не привыкли мы к этому! И педагоги против. Это притом что те же педагоги взахлеб хвалят смекалистого Тома Сойера, который продавал дохлых крыс.  
          И вот роятся вопросы: а если ребёнок в другом случае обманет другого ребенка – это же стресс. Будет ли ситуация, когда торг ведется под экспертным присмотром. А если нет? Но стресс уже есть, он факт. Когда все юные работники покупают мороженое, то младшие работ-ники остаются без него. И им никто не покупает. Такие правила. Только на свои. Кстати, стресса нет, но он может быть.  
Вот и вопрос.
          Первое, что я хотел бы сказать: не будет процесса – не заметим проблемы. Процессы торгов в мире детей идут, мы просто не в курсе. И есть жертвы этих торгов. Это факт. Так мо-жет все-таки учить так, чтобы одни не обманывали, а другие не обманывались? А как ещё нау-чить? В детстве у меня был торговый стресс, когда меня обманули. Я занимался филателией и купил очень яркую бурундийскую блок-сцепку с животными Африки. И вот мой знакомый постарше мне предложил за такую же блок-сцепку, непонятно почему, только с другим фоном канта, в придачу хорошую серию птиц. Я совершил обмен. Но заподозрив неладное, я стал изучать вопрос и понял, что такое разница цен за гашеные и негашеные марки. Моя сцепка была негашеная и номиналом больше. Я пережил серьезный детский стресс. Но после этого меня в марках обмануть было невозможно. И человеку, который меня обманул, я перестал до-верять. Так не лучше ли пройти этот путь обретения стрессоусточийвости в десять лет, чем ждать двадцати? И ещё очень большой вопрос к педагогам: что лучше, пережить стресс, когда нет страшных мыслей, или в пятнадцать – когда кипят эмоции и шагнуть с крыши – не вопрос. Статистика самоубийств говорит одно: причина юношеских самоубийств - неспособность справиться с юношеским стрессом. А как справляться, если нет никакого опыта?    
          Но самое существенное в том, что современная педагогика путает физиологический стресс и профессиональный. Стресс от полученной раны совсем не то же самое, что стресс от недополученной зарплаты. Ребёнок, точнее юный сотрудник, решил схитрить и недобрал ме-шок иван-чая, рассчитывая, что не заметят. А тут ревизия – заметили, треть зарплаты с мешка долой. Стресс? Стресс? Но этот стресс нужен? Нужен. Более того – это универсальный про-фессиональный стресс, он необходим, чтобы отучиться обманывать босса. Если рану не обяза-тельно получать, чтобы приучить тело избегать боли (достаточно пореза), то как научить не обманывать руководителя? Только схватив за руку и порицая обман в детстве и юности. Дру-гого варианта воспитать профессионального навык – соблюдать производственный стандарт - просто нет.
          Профессиональный обучающий стресс вне профессиональных действий получить не-возможно. Летние профессиональные и бизнес-школы должны начать снимать этот недостаток современной школы.


Просмотры: 284

Возврат к списку