Колонов И. ПОЧЕМУ КРИЗИС ДЛЯ ФИРМЫ СЕГОДНЯ ФАТАЛЕН?

19.04.2016

Колонов И. ПОЧЕМУ КРИЗИС ДЛЯ ФИРМЫ СЕГОДНЯ ФАТАЛЕН?

          Сейчас говорят о кризисе. Мне как бизнес-тренеру это удивительно слышать, потому что во все время работы я только с кризисами и сталкиваюсь. Сколько я ни наблюдал над судьбой компаний, кризис наступает даже в тучные времена. Самые острые кризисные выяснения отношений наступают именно во времена избыточные, когда денег много и есть что делить. Причём наблюдения, исследования показали неизбывность этого явления: любая компания приходит к кризису. Почему так, если на первый взгляд расположений к кризису нет? Ресурсы есть, бизнес работает, откуда берётся кризис в компании без всяких западных санкций и давления извне?
         Годы исследований показали: причина кризиса … увеличение стандарта потребления участников бизнеса. То есть постоянное повышение количества и стоимости личных пожеланий становится трагическим для многих фирм. И фирмы с возрастающим потреблением руководителей ничего не могут сделать – я не помню, чтобы какая-то фирма сумела остановить рост потребления учредителей и директоров. Есть только один способ это сделать – разорение и банкротство. Тогда все становится на свои места. Но это уже не история фирмы, а её конец.
          Но почему это происходит?
          Во-первых, есть экономические и финансовые законы. Любой бизнес цикличен – то есть развивается по параболе: начало – пик доходности - падение доходности. Последнее просчитано давно: причиной падения доходности становится сама фирма, насыщая рынок. Второй фактор – появление конкурентов, которые, отнимая контракты, меняют баланс фирмы.
          То есть бизнес это – параболические циклы:

           КризисПотр_1.JPG
           А какова динамика потребительского стандарта участников? Причем есть смысл взять не только самих участников бизнеса, но и окружение – семью, детей, друзей, которые не понимают в сути бизнеса ничего, кроме дохода. А это значит, они понимают только развитие фирмы, а значит возможность увеличить потребление. Здесь как раз никакой параболы нет – только линия развития, взлета - увеличения стандарта потребления.

          КризисПотр_2.JPG
          Заметим интересный факт: когда в бизнесе упадок – в стандарте потребления никакого упадка нет – он растёт всегда. Если стандарт не растёт, то он по какой-то загадочной причине останавливается на пике доходности, которая давала и пик потребления.
Исследователи давно наблюдают за этим – феноменом роста стандарта потребления: почему его никто не может остановить и привести в соответствие с доходами?
          Конечно, есть объективные причины – начал работать с новым партнером – у того привычка выезжать в горы на сафари – надо вроде вездеход покупать, оборудование. Расходы. Появилась у партнёра нежное увлечение, как же без этого и мне?
          Но есть и субьективные факторы: привычки: ну привык вывозить ораву людей за границу и купаться в бассейнах на островах - очень трудно отказаться. Но важно другое: сегодня классно искупаться в воде, а завтра почему-то тянет искупаться в шампанском. Что это за страсть - увеличивать стандарты потребления? А ведь это все деньги фирмы, её, по сути, оборотка.
          Вот и причина фатального кризиса: противофаза падающего циклов работы и жизни фирмы и возрастающего стандарта потребления. И вот это даёт второй интересный опыт. При всей очевидности природы кризиса фирмы неготовы с этим бороться, у них нет этих механизмов вообще – бороться с кризисом путём снижения общего стандарта потребления. Часто бывает поздно – один начал строить себе особняк – другие уже не откажутся. Вот и клинч – где брать деньги на возрастание стандартов потребления по формуле «мне надо всё, что надо другим, чтобы быть не хуже»? Правильно - начинается поиск денег в банках, перекредитовки у союзников, удержание зарплат, «кидания» - всего того, что становится закатом проекта. То есть никто не прибегает к очевидному методу – снижению стандарта потребления, антикризисным продажам частных активов и проч. То есть продать общий актив – пожалуйста, а частный – никогда!
          Поэтому кризис становится неизбежным: если не определить управление стандартами потребления, они всегда доводят до разорения. А подавляющее большинство фирм этого делать просто не умеют.
          Вывод из этого один: создателям бизнеса надо сразу закладывать правила управления стандартами потребления участников, несмотря на шок в сознании: как, меня ограничивать, а зачем мне тогда бизнес, если не для возрастающего удовольствия и удовлетворения? Опыт тренингов антикризисного управления говорит о том, что здесь бомба заложена у всех: никто не может взять себя и своё окружение в руки.
          И бомбы взрываются.
          Поэтому особой проблемой на тренингах становится не только определение стратегии компании, но и технологии борьбы с неуправляемыми и кризисными стандартами потребления. Самый тяжёлый момент, потому что в этот момент тренер из доброго гения становится моментально в зоила.
          Что ж, это издержки профессии.


Просмотры: 741

Возврат к списку