Дион Симонов. Сельская готика

22.03.2015

Дион Симонов. Сельская готика

1. 

            Село всегда было благодарной темой у художников. Но, как многие признаются, одновременно и трудной. Интересно было бы понять, почему.

            Первая причина. Почему сельская тема сложна – её массовость. Деревенский, сельский пейзаж -  древнейший по очевидной причине: в сельском пейзаже растворена поэзия по определению. Естественная красота, милые сердцу цвета. А если художник сам из села и у него остались корни, он будет всегда вдохновляться сельским пейзажем. 

            Именно поэтому сельская живопись явление массовое. Именно поэтому найти место в ней чрезвычайно трудно. Скопировать красоту стало не совсем проблематично, гораздо сложнее стало открыть в селе, в деревенском пейзаже более сложную красоту и дать более сложный замысел.  

            Именно поэтому картина Прибытова обращает на себя внимание – у неё сложный и интересный замысел.

 

2.

            Начнем с композиции картины, которая отличается особой статью: село показано как сложенный прочный мир, вписанный в космос, далёкий, но и близкий. Художник подал заходящее Солнце будто стоящим прямо за домами, смотрящим, как живет село. Но оно не только присутствует и смотрит, но как бы освящает село: можно заметить, что Солнце превращается в нимб над деревней. 

            Художник пользуется храмовыми ассоциациями – столбы дыма превращены в колоннаду, включающую село в этакий храм Солнца. Показанное явление – столб дыма до самого неба – явление бывалое, но редкое. Здесь же подчеркивается готическая связь Неба и Земли, погружающее село в молитвенно-спокойное состояние, как это происходит с человеком в момент связи с высшими силами – во время молитвы. Да и картина своей стилистикой создаёт ощущение чистоты, святости путём экономии цвета, который делает картину прозрачной, светлой. 

 

3.

            Храмовое состояние села в картине подчеркивается соотношением масштабов: село вписано в мир Неба и Солнца. Несмотря на то что дома и люди уменьшены, возникает эффект прочности бытия, укоренённости малого в высшем – Небе и приземлённом - Земле.  

            Получается концептуальный пейзаж, который вполне доступными способами, без модерновых излишков создал сложный образ на простом материале. Это говорит о вдумчивости художника, о его желании не просто отобразить. А превратить отображенное в новые смыслы, которые часто рождаются у людей. Но они не могут это заставить замереть. Ведь многие сельчане видели эту картину морозного вечера, когда дым идёт к небесам, как будто прокладывает лествицу на небеса. Картина – одна из самых впечатляющих, что называется, на всю жизнь. Но это мгновение исчезало, оставляя только привкус величия. Прибытов дал замечательную возможность к этому привкусу прибавить и яркость воспоминания о таком природном торжестве, которое возможно только с участие русской деревни, живущей на морозе и дышащей готическими колоннами дыма.  

 

4.

            Концептуальный пейзаж – явление довольно редкое, поскольку многие художники ограничиваются отражением пейзажа. Но есть художники, которые, вскрывая скрытые смыслы в сельском пейзаже, основательно обогащают русское пейзажное искусство.    



Просмотры: 855

Возврат к списку