Ольгин А. ПИФАГОР И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

28.03.2015

Ольгин А. ПИФАГОР И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Споры о продовольственной безопасности не утихали, кажется, никогда. Современный аспект этого спора: кто нас должен кормить – мы сами себя или кто-то другой? Разве не лучше заниматься инновационным прорывом и не копаться в земле? Разве не лучше сосредоточиться на Сколково, чем пытаться нашей зоне рискованного всего – и земледелия, и животноводства и птицеводства и проч. что-то выращивать? Разве не лучше опереться на экспорт? Если будет хорошо развиваться инновационное направление – то будут деньги всегда на то, чтобы себя прокормить. Так что надо заниматься «прорывными» направлениями. Но в этом случае оппоненты вспоминают прорывный Советский Союз, который в науке и технике был во многом первый, но не смог накормить страну, и, несмотря на колоссальные закупы продуктов питания, канул в лету. Сейчас многие сходятся на том, что нерешение проблем продовольственной безопасности явилось причиной крушения СССР. И прорывные технологии, открытия не помогли.

Споры не заканчиваются ни на мгновение.

Иногда в споры есть смысл призвать авторитет древних, поскольку время многое может показать сегодня ярче. Древние интересны тем, что иногда простыми словами выражают сермяжные истины, скрытые сегодня за тоннами околонаучной писанины.

Мы предлагаем обратиться к Пифагору, который, по общему признанию интеллектуалов, историков, явился фактически зачинателем европейской цивилизации. В работе «Законы и нравственные правила» он в кратких формулах даёт интересные соображения.

Безопасность начинается с выбора приоритетов, а выбор приоритетов – с выбора профессиональных движущих сил страны. У Пифагора два профессиональных приоритета – Законодатель, Градоправитель и Земледелец. Сама профессиональная комплектация вызывает удивление. Но еще больше вызывает удивление сама формула безопасности Пифагора:

Не считай себя свободным до тех пор, пока пропитание твое не будут зависеть от тебя самого. (Золотые законы и правила Пифагора, М. Амрита-Русь, 2011, с. 33)

Причём если в трёх профессиях определить, кто является гарантом свободы, то Пифагор в земледелии выступает даже против рабства (переводя на сегодняшний язык – против гастарбайтеров):

Поле своё обрабатывай своими руками. Не оставляй его возделывать твоим невольникам: земледелие требует рук свободного человека. (там же, с. 63)

Более того, не рекомендуется даже дружиться с тем, кто относиться к земледелию плохо. Пифагор откровенно говорит о том, что возделывание земли – это еще и тест на прочность дружеских отношений:

Не будь другом возделывающего с нерадением свою землю. Он вознерадит также и на поле дружбы. (там же, с. 70)

Пифагор, основатель философии (в его версии любомудрия), который очень подозрительно относился к интеллектуальным обманам жрецов, в случае с земледельцами дает невероятную для них послабку в работе Законодателей:

Законодатель! Не возбраняй народу верить, что плуг ниспослан с небес: пусть земледелие пребудет всегда для него священным (там же, с 88)

И вообще предлагает ввести культ поля:

Добродушные земледельцы! По примеру финикиян не имейте других богов, кроме поля вас питающего. (там же, с. 95)

Причем ввести с чуть ли не богопочитанием поля, что, по идее Пифагора, примут и другие боги:

Возделывай твоё поле: боги освобождают тебя от всякого другого богослужения. Земледелие есть первое для человека богопочитание.(там же, с. 104)

Пифагор ставит в пример Нуму Помпилия, самого знаменитого римского законодателя, который обеспечил стабильное развитие Рима первых эпох:

Народы! Чтите память Нумы. Сей законодатель хотел, чтобы каждый гражданин имел собственное поле. (там же, с. 115)

 

Из положений Пифагора видно, что продовольственный вопрос (а суть земледелия именно в этом) он ставил во главу угла. В этом он видел залог успеха «градоправления»: во-первых, голод не уничтожит город (полис), во-вторых, город будет защищать своё нажитое и, в-третьих, город не пойдёт воевать по причине голода в другие города-полисы (страны).

Знак равенства между земледелием и свободой Пифагор поставил не зря.

Есть о чем подумать и нам.



Просмотры: 2511

Возврат к списку