Бурухин А. ФЕРМЕРСКАЯ ШКОЛА. Концепция

02.04.2015

Бурухин А. ФЕРМЕРСКАЯ ШКОЛА. Концепция

1. Вступление
      Период советской индустриализации, затем коллективизации, затем свободного рынка поставил село и сельское производство на грань исчезновения. Отечественный производитель на себе от перепадов политического режима оказался растерянным и брошенным. Село в политических перепадах оказалось наименее адаптированным звеном в экономике.
      К этому можно относиться философски, мол, придут иностранные рабочие руки и всё сделают.
      Такой вариант есть. Но не надо забывать, что издревле существует мудрость: кто на земле работает, тот на ней и живёт. Эту древнюю мудрость можно логически переиначить: кто на земле не работает – тот на ней и не живет, а живет тот, кто её будет обрабатывать. Со всеми вытекающими политическими последствиями.
      И эту же мудрость можно ещё раз переиначить: если ты хочешь жить на этой земле, ты должен на ней работать.
      Получается, вопрос села это не только вопрос продовольственной безопасности, но и вопрос политического суверенитета.
      Политические намерения с периода 90-х, когда был лозунг «мир нас накормит», сменились путинским обращением к сельскому производству. Министр сельского хозяйства Гордеев сумел сделать много для восстановления села и сельского производства – даже появились первые внешнеторговые успехи: впервые за многие годы Россия в 2007 году экспортировала зерно. Появились серьёзные сельские производства, бизнес «двинулся к земле». Эти отрадные тенденции путинского времени затем несколько затормозились, но тенденция стала заметной. Открылись новые возможности, которые потребовали новых подходом, новых технологий и нового организационного подхода.
      Но сельский бизнес столкнулся с проблемами фундаментальной перестройки села, с чем он в одиночку, без политической поли Правительства, справился не может.
      Однако ясно, что на Правительство надейся – сам не плошай, и поэтому в ответ на поддержку Правительства необходимо ответить конструктивными инициативами, способными снять те проблемы, которые не будет решать Правительство по определению. Это те проблемы, которые бизнес будут решать на местах сам.
2. Формула проблем
      То, что на деревне работать некому, то, что село и сельское производство порушено и неконкурентоспособно – очевидно и ненаучному взгляду. Констатировать факты нет смысла. Вопрос, что с этим делать и как в режиме современной международной конкуренции поднять своё сельское производство.
      Думается, чтобы это сделать, нужно сформулировать проблемы.

      Проблема 1. Международная конкуренция.
      Как подняться отечественному сельскому производителю, если сельское производство в России изначально невыгодно? Сравнить три урожая всего, что выращивается, в Австралии и его себестоимость, с тем, что выращивается в России, в зоне рискованного и земледелия и животноводства – бессмысленно: земледельцы в России конкуренцию проигрывают сразу, ещё ничего не начиная.

      Проблема 2. Изменение форм производства на селе.
      В СССР село строилось по принципу самодостаточности, по принципу полного цикла – всего помаленьку на основе полного цикла. Профиля практически не было ни у кого. Только в восьмидесятые годы, поняв, что без специализации сельское производство не поднять, стали формироваться профильные хозяйства. Петровское в Приозерском районе Ленинградской области, к примеру, обрело молочное направление. Но перестройку села произвести не удалось и ситуация зависла именно такая: всё и неконкурентоспособно. Появление в путинские времена профильных хозяйств отрадно, но это только первые малые шаги.

      Проблема 3. Кадровая
      Наиболее серьезная проблема – отсутствие на селе кадров. Причин несколько.
      1. Бегство молодёжи от тяжелого труда в город.
      2. Ослабление родовых и семейных уз.
      3. Малые зарплаты.
      4. Неясные перспективы села как места для жизни и работы.
      5. Полная алкогольная зависимость взрослого дееспособного населения селя.

      Проблема 4. Профессиональная.
      Крайне низкий профессиональный уровень и малая мотивация оставшихся на селе людей говорит о том, что село оголено и с профессиональной точки зрения. То есть люди иногда есть, но они не готовы работать в новых условиях.
      Те, кто готовится сейчас в агротехнических ВУЗах и техникумах, не приспособлены к работе в новых условиях ведения производства на бизнес-основе, с новой, зачастую иностранной, техникой по зарубежным технологиях по интенсивным правилам. Зачастую агрономические ВУЗы располагаются в городах, что само по себе абсурдно, поскольку студенты вообще не «нюхают земли».
      В СССР был в селе Мичуринское в Ленинградской области институт сельского профиля со всеми приусадебными и полевыми работами. Это было логично, но такие институты не успели стать правилом.

      Проблема 5. Финансовая
      В рыночной экономике царствует его величество прибыль. На самом деле это величество царствовало всегда, это просто не озвучивалось и прикрывалось советскими лозунгами вроде увеличения производительности труда, как будто производительность существует не для увеличения прибыльности. То есть ничего нового в прибыльности нет. Её нужно только спокойно озвучить и расширить понимание форм прибыльности.
      Но тем не менее сам кредит изначально ориентирует производство на прибыльность. И это главное. Бывшая практика сельского производства, ориентированная на сдачу государству того, что есть, а не то, сколько надо, выживала по принципу «свои – сочтёмся». Современная ситуация такую формулу не понимает. Банковский кредит дело жесткое и понимает формулу отдачи. Даже государственный кредит требует превращения произведённого в деньги – то есть увеличить цикл производства – от сохранения посевных до денег.
      То есть главной фигура на селе становится сельский бизнес-руководитель, способной эту цепочку довести до конца. С учётом того, что административные службы не имеют права заниматься бизнесом, меняется структура управления сельским производством. А к этому не готовы ни первые, ни вторые.

      Проблема 6. Структурная.
      Перестройка сельского производства сделала главной фигурой сельского производства – предпринимательский бизнес. То есть административная власть, которая была движителем советской формы производства, ушла в прошлое. Но как власть осталась. Со всеми отсюда вытекающими перекосами: сама не работает и бизнесу не помогает. Иногда препятствует.

      Проблема 7. Культурная.
      Уход советских идеологем из села привело к тому, что у человека в душе не осталось никаких, даже фиктивных, ценностей. Отсутствие ценностей и ориентировав поставило село на грань духовного вырождения, что сказалось как на моральном облике селянина, так и на его работе. Наличие ценностей, взятых из телевизора, ещё более уродует, изнищает, криминализирует сознание сельского человека, как наименее приспособленного к противодействию телевоздействия.
3. Необходимость Школы Фермеров
      Из оценки состояния сельского производства, данного выше, можно сделать вывод, что первая необходимость на селе – это новые люди, новые квалифицированные работники. Только при наличии новых людей озвученные проблемы могут решаться.
      Но готовых работников сейчас нет. Их необходимо подготовить.
      Текущая образовательная система очень удалена от живой практики села, сельского производства. Подавляющее большинство выпускников не собирается работать на селе, а те, кто собирается, мало пригодны к сельской жизни. Они не готовы принять вызовы времени, поскольку сейчас нужны специалисты нового типа.
4. Новый Фермер
      Новый Фермер в современных условиях лицо универсальное. Он должен обладать множеством качеств, которые ранее не были в списке востребованных. Этот список является суммой требований, идущих от практики.
      1. Он должен любить село, землю, на которой работает, и должен ставить целью не только свой личный заработок, но поднятие села. Только это может помочь человеку, особенно молодому, преодолеть трудности.
      2. Он должен освоить максимальное количество технических специальностей, владеть максимальным количеством специальной техники. Владеть ремонтными навыками, способностью правильно руководить ремонтными работами сложной специализированной техники.
      3. Уметь выполнять простейшие строительные, монтажные работы.
      4. Иметь навыки обращения с необходимой оргтехникой – компьютером, телефонами, интернетом, факсом, принтерами, сканерами и т.п.
      5. Знать агротехническую логику выращивания культур. Знать почвы. Уметь классифицировать почвы, знать сезонную логику культур.
      6. Понимать средства борьбы с паразитами.
      7. Понимать тепличное хозяйство, знать холодильное хозяйство, технологии хранения в хранилищах.
      8. Определять качество произведённой продукции.
      9. Должен понимать логику всех видов собственности (государственной, муниципальной, коллективной, акционерной, частной).
      10. Понимать финансовые вопросы, особенности кредитования сельского производителя, особенности участия в государственных программах.
      11. Понимать торговую конъюнктуру, как на уровне региона, так и на уровне страны.
      12. Стремиться быть собственником, акционером, партнером Бизнеса. Формировать стратегическую репутацию, своё рабочее портфолио.
      13. Быть стрессоустойчивым.
      14. Быть обучаемым. Уметь обучать. Уметь перенимать опыт.
      15. Овладевать навыками инновационного сознания: предлагать нововведения, инновационные технические рекомендации.
      16. Быть дисциплинированным, уметь работать под началом и в рамках установок и указаний, быть нетерпимым к любым формам саботажа.
      17. Уметь неконфликтно и грамотно взаимодействовать с представителями власти (администрация, налоговая, милиция). Наличие элементарных юридических знаний и навыков.
      18. Иметь навыки деловой коммуникации, уметь правильно выглядеть, одеваться. позиционировать себя в обществе – на встречах, торжествах, мероприятиях и проч.
      19. Иметь медийные навыки, способность работать с медийными средствами: уметь дать рекламу своего предприятия в режиме интервью, беседы, реплики. Уметь позировать перед кинокамерой, фотоаппаратом.
      20. Знать приёмы самообороны.
      21. Быть устойчивым от алкогольных соблазнов. Уметь держать летний сухой закон.
      22. Быть хорошим семьянином.
      23. Быть хорошим христианином.
      24. Уметь работать в команде, корпорации, уметь обладать корпоративным духом и не поддаваться на происки конкурентов.
      25. Быть защитником любой формы собственности.
5. Школа Фермеров. Общие положения
      5.1. Заинтересованные участники
      Школа Фермеров должна выполнить социальный и трудовой заказ наиболее активной части сельского производителя – Бизнеса.
      В этой Школе заинтересованы сельские Административные органы, поскольку эта школа удержит молодёжь в селе.
      В этой школе заинтересованы родители, которые живут на селе и не собираются его покидать.
      В этой школе заинтересованы сами молодые люди, поскольку есть перспектива трудоустройства.

      5.2. Основные предметы
      1. Материальная часть сельхозмеханизмов. Передовые технологии.
      2. Основы агрономии (растениеводство, плодоведение, животноводство)
      3. IT – курс пользователя.
      4. История России через кино.
      5. Общественное позиционирование.

      5.3. Местоположение Школы
      Школа должна располагаться на селе, ближе к сельскому производству.

      5.4. Учащиеся Школы
      Учащимися могут быть все те, кто решил посвятить себя сельскому производству.

      5.5. Финансовый принцип Школы
      Курсанты должны сами заработать себе на обучение, на проживание, на продовольствие.

      5.6. Опыт Макаренко – ближайший аналог Школы и основатель педагогических традиций Школы
      Однозначно Школа берет на вооружение опыт и педагогический принципы Макаренко: воспитание в труде, учащийся может зарабатывать на обучение сам – в режиме параллельного с учёбой производительного труда.

      5.7. Дисциплинарий Школы
      Чтобы быть эффективной, чтобы избегать конфликтов, Школа должна быть построена по принципу суворовского училища со следующими требованиями:
      1. Ежесуточное пребывание к школе в течение всего срока обучения.
      2. Жесткий режим нахождения на территории Школы.
      3. Половина рабочего дня посвящено учебе, вторая – работе.
      4. Жёсткий дисциплинарий во внеучебное и внерабочее время: обязательные спортивные и оздоровительные занятия.
      5. Однозначное подчинение распорядку Школы.
      6. Строгое соблюдение гигиенических норм.
      7. Ограничение пользование телевизором: только новости. Вместо телевизора – учебная фильмотека.
      8. Сухой закон.
      9. Отпуск один раз в полгода на неделю.

      5.8. Прагматика как концептуально-педагогическая основа Школы
      Формирование правил работы, поведения, взаимоотношения с сотрудниками, иерархии идут в рамках прагматической концепции – концепции делового успеха.

      5.9. Церковное окормление
      Участие церкви в деле формирования Школы.

      5.10 Символ Школы
      Символом школы является Микула Селянинович: фигура огромного мужика на фоне трактора.

      5.11. Выдача дипломов, рекомендаций
      Школа выдаёт дипломы негосударственного образца, и рекомендации по результатам учёбы и работы.

      5.12. Участие родителей в Наблюдательном Совете школы
      Во избежание вопросов, создается Наблюдательный совет Школы, куда входят наиболее авторитетные родители курсантов.
6. Курсы механизаторов – первый шаг в создании Школы Фермеров
      Первым шагом в развитии Школы, чтобы убедиться в её эффективности, может стать годичные курсы механизаторов на базе заинтересованного предприятия. Таким предприятием предлагает стать компания «Регион 74».
      Компания располагает технической базой, ремонтными мастерскими, механизированной колонной.
      Компания может предложить курсантам свои угодья и свой рабочий график для практического закрепления навыков и зарабатывания денег.
7. Сотрудничество с Программой «Новый Фермер» партии «Единая Россия»
      Школа будут сотрудничать с любыми сопутствующими проектами. Один из них – проект партии «Единая Россия» Новый Фермер.


Просмотры: 1121

Возврат к списку