Никонов В. БИЗНЕС И ДРУЖБА – С ЧЕГО НАЧАТЬ?

24.01.2017

Никонов В. БИЗНЕС И ДРУЖБА – С ЧЕГО НАЧАТЬ?

          С кем начать бизнес? – такой вопрос начинающих никогда не ставит в тупик. Ну конечно, с друзьями, ну конечно, с теми, кого знаешь, с теми, кто ближе, с кем и разговоров было много, и мечтаний, и историй хороших и приятных. В разряд друзей могут попасть и родственники. Короче, для начинающего известные ему и приятные люди – первые на выбор. Вроде логично: зачем кого-то искать, если все рядом. Друзья могут даже обидеться, если их не позовут.  
          Выбор известных и приятных людей вместо подготовленных – первая ошибка и залог гибели бизнеса, по крайней мере, первых неудач.  
          И вот здесь мы хотели бы сразу посоветовать начинающим бизнесменам не сокрушаться и не клеймить человеческую природу, а вникнуть в логику происходящего и понять, что бизнес и дружба – вещи противоположные по своей сути, это разные организации человеческих отношений. Просто разное. Как напитки. Вода и коньяк. И рассчитывать, что любая жидкость даёт градус на основании градуса коньяка, глупо.  
          Дружба строиться на равных. Даже если есть скрытый лидер, он не назван и у всех равный голос. Получается этакий кооператив по интересам. Интересно осенью вместе пособирать грибы – это понятно, все получают удовольствие и грибы. Интересно пообщаться после бани – и это понят-но, умные люди после бани пообщались, приятно. То есть дружба строится на понятных малых одинаковым приятностях, то есть непременно положительных эмоциях.  Никто никуда не гонит, все решается совместно. – Гармония. Почему эту гармонию не перенести в бизнес? Это ведь так очевидно.
          Бизнес строится на противоположных дружбе вещах.
          Первое: на убытках. Ни один в мире бизнес не был безубыточным, если убытком назвать первичные вложения. Можно сразу сказать, что дружба подвергается испытаниям сразу, когда нужно вынуть из собственного кармана двадцать тысяч и доверить их во многие неизвестности – в неизвестный товар, неизвестным поставщикам на неизвестных основаниях. И это несмотря на то, что друг должен отдать деньги инициатору. Это сразу порождает конфликт: «Ты мне не доверяешь? Ведь мы друзья!» Сколько дружб рухнуло после этих слов.
          Второе. В бизнесе нет и не может быть равенства, на котором строится дружба. Один берет на себя ответственность, а значит право. Дружба – в сторону, но привычки остались! И вот друг-подчиненный приходит к другу-руководителю и начинает рекомендовать. Всё, конец дружбе. Потому что все заканчивается решением одного – руководителя. И разговоры вроде «Паша, ты зазнался» - несерьезны.  
          Третье. Сложность финансовых процессов приводит к тотальному взаимному непониманию руководителя, который ходит под налоговой и госрепрессиями, и другом, который где-то рядом, но вольницей дышит. Невозможно рассказать, почему ты доплатил Х и недоплатил У – для человека «не в теме» это будет несправедливость.
          Наконец, главное – то, с чего можно было начинать. Друг не эквивалент профессионала. Дружить – не значить профессионально работать. И это главная загвоздка: дружба часто заменяет, точнее, отменяет профессионализм. «Юра, ты это плохо сделал». – «А ты что, меня, твоего друга, казнить будешь?» Можно сказать, что именно непрофессионализм является главным сокрушением дружбы в бизнесе. Рано или поздно для бизнеса понадобятся умелые профессионалы, потому что дилетантская дружба становится слишком накладной.

          Это говорит о том, что делать ставку на дружбу в кадровой политике невозможно. Тогда что же, дружба долой?
          Нет. Просто нужно поставить одно после другого: дружба после бизнеса. Это хорошо выразил Джон Рокфеллер: Дружба, основанная на бизнесе, лучше, чем бизнес, основанный на дружбе.
          Но. Нам хотелось бы сразу подчеркнуть, что нужно и в этом случае держать баланс: как только дружба начнет притеснять бизнес, следует насторожиться. «Ну давай, Олег, проведём сделку по дружбе, мы же доверяем друг другу.  
          Это как раз пятая причина антагонизма дружбы и бизнеса. Дружба требует доверительности, доверия, а бизнес постоянной проверки счетов, сделок, - то есть договорных отношений. Проверить того, с кем дружба – почти оскорбление. Сколько бизнесов рухнуло на заклинании о доверии, которое не подлежит проверке.  
          Я не знаю ни одного случая, чтобы возможность злоупотребить доверием не была использована.
          Поэтому делать ставку на дружбу в бизнесе дело совершенно бессмысленное, вредное, а главное опасное.  


Просмотры: 378

Возврат к списку