Бурухина Анна МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ ДЛЯ БИЗНЕС-ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ

17.04.2017

Бурухина Анна МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ ДЛЯ БИЗНЕС-ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ

          Почему нужно готовить детей к бизнес-процессам?
          Не все владельцы бизнеса думают о том, что будет с их бизнесом после них. Многие бизнесмены среднего возраста не берут этот вопрос в голову, поскольку им позволяет возраст: «Ещё успеем!». Однако успеть получается не всегда. В жизни бывают разные ситуации: кто-то может кардинально поменять сферу деятельности – например, уйти в политику; кто-то может устать от активного ведения дел; у кого-то начинаются проблемы со здоровьем и др. Поэтому всегда должен быть план «Б». Бизнес как дело жизни – это не просто работа, не просто источник дохода, это миссия. И, конечно, все хотят, чтобы их дело жило в веках. Как показывает мировая практика, самый надёжный вариант передачи бизнеса – детям. Но дети должны быть подготовлены. Сам факт физического наследства не даёт основания для успешного продолжения бизнеса. Пример тому – так называемая «золотая молодёжь», имена типичных представителей которой постоянно звучат в сводках криминальных новостей. Эти люди (а часто «нелюди») работать не умеют и не хотят. Какова судьба бизнеса их родителей? Поэтому вопрос о передаче бизнеса детям непраздный и актуален как для ИП-шников, так и для владельцев крупных компаний.

          С какого возраста нужно готовить детей к бизнес-процессам?
          Ответ – как можно раньше. Этому две основные причины: 1) максимально адаптировать к специфике бизнеса, к рискам, к проблемам; 2) формирование элементарных бизнес-правил.
          Адаптация детей к бизнесу может происходить с самого раннего возраста. Одно дело – когда мама или папа ежедневно рано утром уходит на неведомую работу и поздно вечером возвращается без сил. В таком случае работа для ребёнка становится чудовищем, которое отнимает родителей у детей. Другое дело, когда ребёнок знакомится с бизнесом родителей, впитывает его с молоком матери, свыкается, сродняется с ним. Такое включение детей в свой бизнес возможно с 2-3 лет ребёнка. Конечно, многое зависит от специфики бизнеса и не всегда возможно включить ребёнка в своё дело. Кроме того, если говорить о дошкольниках, то бизнес-тема для них, безусловно, слишком сложная в силу возраста. Поэтому формирование бизнес-сознания стоит начать с понятных детям, образных элементов.
          Эффективным помощником на первом этапе могут стать мультфильмы и детские книги. На примере мультфильмов можно наглядно показать детям, что такое бизнес, какие правила в нём существует, какие требования к бизнесу есть, какова социальная ответственность бизнесмена. А можно показать и антипример, антипропаганду бизнеса, нечестный бизнес.
          В этом смысле интересен советский мультфильм «Скорая помощь» (© Союзмультфильм, 1949 г.). Мультфильм, конечно, политический, но имеет прямое отношение к бизнесу, мы рассматриваем именно этот аспект. В лесу живут зайцы, у которых поизносилась шкура. Чтобы помочь бедным зайчишкам, в лес приезжает удав, обещающий каждому зайцу обменять его старую шкуру на семь новых совершенно бесплатно. Удаву прислуживают волки, которые собственно и выполняют всю чёрную работу – снимают с зайцев их мех – а удав только отдаёт распоряжение. По законам бизнеса, первому зайцу выдали новую отличную шкуру (одежду), сказав, что остальные шесть шкур ещё шьются. Волки хотели съесть ободранного зайца, но удав запретил: «Это не бизнес – съесть одного тощего зайца».  Получивший новую шкуру заяц, провёл пиар-кампанию, и вдохновлённые его примером, все зайцы леса кинулись к удаву. Конечно, все были ободраны. После чего заячьи шкуры были упакованы, а зайцам было объявлено, что выдача новых шкур отменена. Удав разрешил волкам съесть всех зайцев и самодовольно произнёс: «Вот это настоящий бизнес!». А в качестве компенсации удав прислал зайцам сигареты.
          Вот такой криминальный бизнес показан в советском мультфильме. Мораль, конечно, понятна. Но остаётся стойкое негативное впечатление от бизнеса вообще.
          Похожий бизнеса организовали Лиска-Лариска и кот Васька – герои-«плохиши» книг Станислава Мальцева «Приключения зайки Пети». Настоящий рэкет, сбор дани, эксплуатация рабочих за кусок сахара – именно как бизнес подаёт автор этой детской книги криминальную деятельность хитрых героев. Надо заметить, что в этой книге около 30 замечательных поучительных историй про зайку Петю и его друзей, и среди них около пяти про такой «бизнес», причём тоже с торговлей сигаретами и пивом. Но, в этой книге горе-бизнесмены наказаны, и бизнес прекращён. Однако, когда мы с детьми 3-4 лет взахлёб читали эту книгу, эти бизнес-истории вызывали у меня стойкое неприятие. Я их пыталась пропустить, но дети, чётко помня, где я остановилась, требовали, чтобы я читала. Я читала, но не акцентируя внимания, пропуская «сигареты», заменяя «пиво» на «сок». Что я заметила по своим детям – они совершенно не поняли сути, поскольку после прочтения не могли пересказать сюжета (все остальные истории были прекрасно поняты).
          Такие примеры говорят о том, что в детских мультфильмах и книгах присутствует антипропаганда бизнеса и его дискредитация. Подобные произведения не способствуют формированию бизнес-сознания, они могут воздействовать в двух направлениях: отвратить от бизнеса, сформировать представление о его криминальности априори; либо сформировать криминальное сознание у ребёнка, поскольку герои получили положительный опыт обогащения. И то, и другое не способствует формированию бизнес-наследников. Значит, нужно противоядие – мультфильмы и книги, на примере которых можно рассказать детям о настоящем бизнесе, о бизнесе как деле и миссии. Изучению таких мультфильмов и книг и будут посвящены наши дальнейшие исследования.


Просмотры: 289

Возврат к списку