А.В. Болдырев АКАДЕМИК ДОЛЖЕН БЫТЬ ПАСТУХОМ.

29.03.2016

А.В. Болдырев АКАДЕМИК ДОЛЖЕН БЫТЬ ПАСТУХОМ.

          Академик, академия… При этих словах перед мысленным взглядом встают солидные здания, залы заседаний, солидные люди, говорящие на вроде бы русском, но всё-таки каком-то малопонятном языке. Как мало это ассоциируется с пастбищем, хлевом, свинарником, овцами, коровами, свиньями. И, тем не менее, академики, чаще вдыхавшие «амбре» стойла, чем «дух высокой науки», были. Мы говорим об академике ВАСХНИЛ Михаиле Федоровиче Иванове.
          В фильме «Академик из Аскании» показана жизнь одного из основоположников советского животноводства, приложившего немало труда к сохранению и развитию заповедника Аскания-Нова, что в Херсонских степях. В центре повествования вопрос: Разводить в нашей стране чужие высокопродуктивные породы скота или выводить свои? Разводить чужие – значит сэкономить на селекции – процессе затратном, длительном и кропотливом. Но это и риск. Иностранные породы не приспособлены к нашим условиям. Как они будут выживать? Насколько затратным будет создавать для них особые условия жизни? Иванов отстаивает необходимость выведения своих пород и с головой уходит в работу. Его оппоненты сомневаются в успехе, но ограничиваются чистой теорией. Дело кончается тем, что в заповедник прибывает комиссия, чтобы выяснить, не впустую ли тратятся государственные деньги. Процесс работы комиссии прерывается известием о рождении поросят – представителей новой советской породы свиней. Практика подтвердила правоту Михаила Федоровича.
          Откровенно говоря, я ожидал, что на экране найдут свое отражение масштабные баталии, происходившие в биологии в те времена по поводу «Лысенковщины», генетики и «Вейсманизма-Морганизма». Но не увидел. Видимо, поле боя сторонников и противников генетики находилось преимущественно в сфере растениеводства.
          В целом, по меркам 1961-го года фильм идеологически неагрессивен. Главный герой не был репрессирован. Фоновое упоминание Ленина. Иванов называет себя -беспартийным большевиком. Первый помощник академика – бывший красный кавалерист. Происки белогвардейцев. Вот, пожалуй, и всё. На общем идеологическом фоне того времени это вполне нейтрально. И, тем не менее, это документ эпохи. Ссылки на Ленина, который после 1956-го выступал как антиСталин, обращение к истокам большевизма, приоритет практики перед теорией, хоть и в довольно мягкой форме, но всё-таки. Сотрудничество c капиталистами, как отражение провозглашенной Хрущевым политики «мирного сосуществования». Панорамные виды ВДНХ, горообразный племенной хряк, превзошедший своего английского предка, – достижение колхозно-совхозного строя. Фамилия наркома земледелия изменена: Якушенко вместо Яковенко , чтобы уйти от темы репрессий, которую уже начинали «прикрывать». Всё это совершенно в духе начала 1960-х. Сюда же идет и сцена разгрома голодными людьми племенной отары – «да, имело место несознательность, но декрет В.И Ленина положил этому конец».
          Когда начал знакомиться с личностями актеров, сыгравших главные роли, то был приятно удивлен. Оказалось, что исполнитель роли Михаила Федоровича Иванова, Сергей Яковлев сыграл роль Устина Морозова в фильме «Тени исчезают в полдень». Каково мастерство перевоплощения на уровне внутреннего мира героя! С одной стороны, глубоко спрятанная жгучая ненависть, которую, как говорится, «к делу не подошьешь», но которая видна в каждом жесте, каждой интонации; колючий взгляд непримиримого врага. С другой – доброта, преданность Делу жизни, страсть к познанию и созиданию, где-то наивность и доверчивость. И всё это на уровне мимики, жестикуляции, интонации, взгляда – всего того, чего не добьешься, не вжившись глубоко во внутренний мир своего героя. Сергею Яковлеву это удалось на высшем уровне актерского мастерства.
          Кроме Сергея Яковлева, ценитель советского кино, думаю, с удовольствием встретиться с молодыми Олегом Ефремовым, Георгием Юматовым, Любовью Соколовой и другими мастерами советской киношколы.


Просмотры: 671

Возврат к списку