А.В. Болдырев ПОЧЕМУ КРЕСТЬЯНИН ПОШЕЛ ЗА БОЛЬШЕВИКАМИ? Взгляд из 70-х.

29.04.2016

А.В. Болдырев ПОЧЕМУ КРЕСТЬЯНИН ПОШЕЛ ЗА БОЛЬШЕВИКАМИ? Взгляд из 70-х.

          Вестерн – выигрышный жанр. Стрельба, скачки, погони, благородные ковбои… Все эти атрибуты делают этот жанр заведомо привлекательным для зрителя. В СССР также снимали вестерны, только действие переместили с Дикого Запада США в Россию времен гражданской войны. Место хороших парней заняли красные, а плохих – белые. При этом вся атрибутика вестерна сохранилась. Самым ярким представителем такого «советского вестерна» по праву считается «Белое солнце пустыни». Он давно разошелся на цитаты: «Восток – дело тонкое», «Я мзды не беру, мне за державу обидно», «Гюльчатай, открой личико». В Товарища Сухова, Абдулу, Верещагина играли нескольких поколений советских и российских мальчишек. Были сняты и другие фильмы калибром поменьше, но также динамичные. И советское руководство активно использовало сюжет фильмов, насыщенный трюками, погонями, нередко с детективной интригой для продвижения идейных посылов, которое оно желало донести до советского зрителя.
          Одним из таких фильмов является снятый в 1975-м году фильм «Крестьянский сын». На сюжете останавливаться не будем. В его основу положена история пионера-героя Кири Баева (в фильме выведен как Костя), что в годы гражданской войны воевал разведчиком в красном партизанском отряде на Алтае. Популяризация борцов за Советскую власть, кстати, всегда была одной из главных задач советской культуры. Мы обратим внимание на отца Кости – Егора Михайловича, которого сыграл Леонид Марков – один из наиболее ярких актеров советского кино в 1970-е. С рабочими-пролетариями всё, в общем, понятно. «Кто был ничем – станет всем» - этот лозунг увлек многих. Правда, большевики не особенно утруждали себя расшифровкой этого «всем», но звучало привлекательно. А что с крестьянином? Тем, у кого есть нажитое своим трудом хозяйство? На буржуя, кулака-мироеда не тянет – своим горбом всё нажито, других не эксплуатирует. И терять ему есть что. Он не поведется на броскую фразу. Вот и у отца Кости семья, дом, справное хозяйство. Плюс он коновал – профессия на деревне уважаемая и доходная. Ему что красные, что белые как бы ни к чему. Ни тем, ни другим его обвинить не в чем, но и резонов поддерживать кого-то, у него особых нет. Вот и настроен он держаться в стороне от войны, хотя где-то в глубине души понимает, что отсидеться не получится. И сыну внушает тоже самое: «Небо синее, трава зеленая, руки у нас с тобой черные, потому что на земле работаем. Нет у нас с тобой ни красного, ни белого…» На чем ломается Егор Михалович? Где та точка, где он начинает склоняться на сторону красных? Нет, его взяли не марксистско-ленинской идеологией. Его не воодушевили слова о «мировой революции» и «счастье трудящихся». Он пошел навстречу обычным человеческим понятиям о добре и зле. Нельзя доносить на односельчан, позарившись на их имущество. Вот и предупреждает соседей, узнав, что местный кулак Поклонов донес белым на сторонников красных, а заодно и на тех, кого невзлюбил. Прячет у себя на сеновале председателя сельсовета и городского большевика – Товарища Андрея. «Грех это, если люди просят от смерти спасти, а я не помогу». Наконец тот же председатель приходит к нему с просьбой помочь раненым. Егор Михайлович соглашается, но в ответ на благодарность отвечает: «Не благодари, не тебе помогаю, раненым». И погибает, в конце концов, от белогвардейской пули, когда пытался спасти раненных. Если сын тянулся к большевикам и партизанам скорее из побуждений юношеской романтики. То отец сделал выбор в пользу тех, в ком видит больше человечности. В фильме понятие «мировая революция» упоминается буквально пару раз. В основном упор идет на обычные житейские ценности, которым, по фильму, в большей степени соответствуют большевики.
          Взгляните на афишу фильма. В центре композиции находится именно Егор Михайлович. Его фигура самая большая. Крупные натруженные руки с засученными рукавами и полный раздумий взгляд. Авторы фильма явно указывают, что настоящим главным героем фильма, на которого зрителю нужно обратить внимание, является именно он.

          Фильм вышел на экраны в середине 1970-х. Время, когда марксистко-ленинская идеология подходила к кризису. Пропагандисты говорили о приближающемся крахе капитализма, но «голоса» (что греха таить), да и советское телевидение и газеты, хоть и с массой оговорок, демонстрировали обратное. Обещанный в 1980-м году Коммунизм, когда «от каждого по способности – каждому по потребности», не торопился наступать, наоборот, с магазинных полок начинали пропадать товары. И многие начинали задумываться, а туда ли мы пошли в начале века? И туда ли идем? Вот массовая пропаганда и реагировала на такие вопросы.


Просмотры: 1111

Возврат к списку