А.В. Болдырев ТЕНИ ИСЧЕЗАЮТ В ПОЛДЕНЬ — КОЛХОЗНАЯ САГА И АНТИСЕКТАНТСКИЙ РОМАН.

20.05.2016

А.В. Болдырев ТЕНИ ИСЧЕЗАЮТ В ПОЛДЕНЬ — КОЛХОЗНАЯ САГА И АНТИСЕКТАНТСКИЙ РОМАН.

          «Тени исчезают в полдень» - один из самых популярных и известных советских многосерийных фильмов . Я хорошо помню, как придя, - мы из школы, а родители с работы, - мы садились смотреть очередную серию. Если о «Семнадцать мгновеньях весны» говорят, что во время трансляции падала преступность, то здесь, думаю, можно смело говорить тоже самое. Фильм снят по мотивам, именно по мотивам романа Анатолия Иванова. Несмотря на то, что сохранено название и часть сюжетных линий, по расставленным акцентам это – разные произведения. Различий в сюжете много. Некоторые сюжетные линии изменены, некоторые вообще не попали в кадр. Не будем утомлять читателя детальным анализом, скажем только, что авторы фильма практически полностью опустили антисектантскую тематику романа. А в книге она главная.
          Фильм – это колхозная сага. О том, как утверждалась Советская власть, как ей мешали разного рода «элементы» и как, в конце концов, новая власть и новый строй восторжествовали, а противники сгинули. В книге же, показывается как сектантство исподволь, незаметно отравляет жизнь людей, служит врагам Советской власти. И как под видом «поиска истины» людям внушаются совсем не божественные мысли. С самого начала приверженцы непризнанных официально верований показываются в негативном свете. Тут и изуверские расправы над сельсоветчиками, за которыми спокойно наблюдают жители старообрядческой деревни. Здесь и самосожжение самих строобрядцев. Безумные и кровавые обряды «Истинных православных христиан». И центральное место в романе занимает Серафима-Пестимея. Страшный человек. С виду покорная мужу, она действует исключительно в угоду своим убеждениям. Она исподволь подсказывает мужу как действовать. Кого и как вовлекать в свои сети. Она поддерживает связь с другими сектантскими организациями. Её методы не знают границ. Нужно спастись от красных – она организует самосожжение целой деревни староверов, при этом сама вместе с мужем и Демьяном Меньшиковым ускользают через подземный ход. Дочь начинает выходить из-под влияния – почти приносит дочь в жертву, благо муж не дал. А когда и муж выдохся, потерял волю к борьбе, она без колебаний отравила мужа и еще живого сожгла вместе с домом. И если в фильме Устин с Пистимеей и Илья Юргин выглядят скорее мелкими пакостниками, то в романе – они часть большой организации, управляемой из-за рубежа.
          Под стать Пистимее и её сообщники. Муж – Устин Морозов, он же Константин Жуков – палач и убийца, как в Гражданскую войну, так и в Великую Отечественную. Не пощадил даже собственного сына. Демьян Меньшиков (в фильме эта линия урезана) – помимо кровавых бесчинств в Гражданскую, при немцах подвизался охранником в концентрационных лагерях смерти, а после войны оказался в школе иеговистских проповедников в Бруклине. Вернулся в СССР уже нелегально как руководитель одной из организаций секты «Свидетелей Иеговы». В общем, изувер на изувере. Прямо или косвенно они причастны к деятельности сект. И каждый либо бывший промышленник, либо кулак.
          Неслучайно в качестве места действия выбрано глухое сибирское село Зеленый Дол. Здесь трудно затеряться. В деревне каждый на виду и человеческие отношения явственнее проявляются. Как четче проявляются и ошибки. Как отдельных людей, так и общества.
          В примечаниях к тексту даются обширные справки что такое «Свидетели Иеговы», какова структура организации, где находится центр. А находится он, и по сей день в Нью-Йорке, в Бруклине. Не особенно углубляясь в детали, но дается понятие о сути учения «Свидетелей Иеговы»: Что Иисус для них не Бог, а высшее творение Бога. Это принципиально расходится и с Православием, и со Старообрядчеством, да и с Католичеством, где Бог триедин.
          Показаны методы работы сектантов, как они вовлекают людей в свои сети. Стоило Зинаиде Никулиной оступиться, попасть в трудное положение, как её тут же поддержали, утешили. Ненавязчиво сначала предложили почитать, подумать, прийти на «студию». А дальше – переписывание журнала «Сторожевая Башня» . Везде, где недоглядела власть, руководители, да и просто соседи, родители, наконец. Где люди не проявили чуткости, а часто и элементарной порядочности вклиниваются «утешители». И цель у них – затянуть человека к себе и заставить работать на свои задачи. Тогда это было разрушение СССР.
          В финале фильма показаны Митька Курганов в паре с Иринкой Шатровой, с намеком, что у них завязывается любовь: Поколения спустя, соединяются Марья Воронова и любивший её Фрол Курганов. Романтический счастливый конец. В романе все значительно серьезнее и пессимистичнее. Митька Курганов с подачи отца забирает в дом Зинаиду Никулину, у которой от него родился сын. Однако Зинаида оказалась вовлеченной в сектантство и, - «коготок увяз – птичке пропасть», - сначала пропадает её сын, а потом и сама Зинаида. Митька остается в отчаянии: Страна огромная, на последнем письме штемпель поезда «Москва – Владивосток», где теперь искать … Финал романа показывает, что сектантство - проблема огромная и совсем не решенная.
          С момента выхода романа прошло полвека. Много чего произошло в нашей когда-то единой и неделимой стране. Иеговисты и прочие сектанты сейчас совершенно открыто разгуливают по нашим улицам и, прикрываясь «свободой совести», вербуют, вербуют, вербуют …
          Прочитайте роман. Вчитайтесь в комментарии. И молча уйдите от милых улыбчивых бабушек или интеллигентного вида мужчин, которые попытаются завести с вами разговор о боге. Так вы спасете рассудок свой и своих детей, а может быть здоровье и жизнь.


Просмотры: 597

Возврат к списку