А.В. Болдырев КТО ВЛАСТЬ НА СЕЛЕ?

07.11.2016

А.В. Болдырев КТО ВЛАСТЬ НА СЕЛЕ?

          Война танковыми гусеницами прошлась по российской деревне. Вытоптала пашни, переломала сады, пожгла дома. Еще больший след оставила она в людях. Мало того, что вырвала из жизни самых лучших, тех, кто не пожалел себя ради Родины, Война еще и покорежила, искромсала судьбы тех, кто выжил. Тема выпавшего на долю наших людей на оккупированной немецкими фашистами территории относится к категории полузакрытых. С одной стороны, известно, что фашисты и их пособники зверствовали на нашей земле, как нигде в Европе. С другой стороны, подробности настолько жуткие и люди на оккупированной территории вели себя так, что с позиции мирного времени в голове не всегда укладывается. Далеко не всё вписывается в привычные понятия «плохо» - «хорошо», «добро» - «зло». Однако, есть произведения, где эта тема поднимается.
          Например, фильм режиссера Алексея Салтыкова «Бабье царство», вышедший на экраны нашей страны в 1961-м. К слову, того самого Салтыкова, который снял «Председателя», но на 3 года раньше. «Бабье царство» посвящено тому, что вынесла русская деревня и её люди во время нацистской оккупации Почему авторы фильма выбрали деревню, ведь города также были под оккупацией? В деревне, в отличие от города все на виду. Чтобы ты ни сделал, люди видели и будут помнить. А в городе, чтобы затеряться достаточно переехать на соседнюю улицу. Здесь не всегда знаком с соседом по подъезду и мало кому во дворе есть дело работаешь ли ты или лодырничаешь.
          Сюжет фильма пересказывать не буду. Слишком тяжело, слишком жутко. Нет, там нет натурализма, крови. Всё выдержано в рамках советской цензуры. Но и того более чем достаточно. Тяжкая доля женщины оставшейся в оккупации. Потеря сначала сына, потом дома, а потом и мужа. Её подруга Настя, что своим телом спасла от изнасилования девочку Дуняшу. Война окончена. Возвращаются солдаты. Но не работают, а продолжают праздновать. И тут Надежда Петровна, которую выбрали председателем колхоза, вынуждена находить решения. И когда какой-то мерзавец бросает Насте грязный упрек, то он и все, кто его молчаливо поддерживал, получают жесткий ответ: «Не вам, кто нас оставил здесь, нас судить!»
          Однако мы затронем не тему войны, а тему власти, точнее народовластия. По советским временам она отражена в фильме в довольно крамольной интерпретации – безнаказанного самосуда. Вообще-то советское государство жестко отстаивало свое монопольное право карать и миловать своих граждан. В советской идеологии всё было согласованно. Народ является источником власти. И судьи и народные заседатели избирались народом. Наказывать преступников можно было только по приговору официального, то есть избранного народом суда. Народ и судил преступников, хоть и не напрямую. Прямой статьи за самосуд в УК не было, но его последствия в виде убийства, нанесения телесных повреждений, уничтожения имущества и пр. подпадали под соответствующие уголовные статьи. В фильме мы видим два случая самосуда – физическую расправу над фашистским пособником - старостой и разрушение дома Жана Петриченко, чьи слова брошенные Насте стали бы причиной самоубийства, если бы та самая Дуняша не перерезала веревку. На первый случай власти вполне могли закрыть глаза: партизаны освободили село, советской администрации еще нет, преступнику так и так «светила» «высшая мера», да и женщин любой судья по-человечески понял бы. А вот второй случай интереснее. Снести дом Жана Петриченко постановляет Надежда Петровна, при явной молчаливой поддержке односельчан. Когда Жан кричит, обращаясь к людям и официальному представителю райкома Партии Павлу Якушеву: «Да где же наша власть?!» Тот указывает ему на собравшихся: «Вот наша власть». Так кто же власть? Инструктор райкома ВКП(б) или деревенский сход во главе с местным лидером? Что есть народная власть? Хороший вопрос для конца 1960-х, когда различия между партийной и советской номенклатурой и остальными советскими гражданами уже становились очевидными. Когда у многих возникали подобные вопросы. Видимо поэтому фильм не особенно часто показывали по телевидению, когда закончились либеральные 1960-е.
          В фильме приподнята еще одна тема, о которой старались не упоминать во времена СССР. Репрессии в отношении крепких крестьян во времена коллективизации, так называемые раскулачивания. Староста - фашистский пособник и изувер обосновывает своё пособничество тем, что у него отняли честно наработанное собственным трудом, а потом еще мытарили по ссылкам и лагерям. В фильме предатель получил по заслугам, свою пулю он получил. Таких были единицы. Большинство людей, несмотря на обиду на власть , не затаили обиду на Родину. Героически воевали или работали в тылу. Однако слова старосты прозвучали с экрана и у многих, у очень многих они нашли отклик в душе. Ведь многие из тех, кого раскулачивали и ссылали в 1967-м, их дети, были еще не старыми, крепкими людьми в здравом уме и памяти.
          Фильм не простой, тяжелый. Многое в нем показано не так, как было принято по канонам минкульта. Однако посмотреть его нужно. Хотя бы для того, чтобы еще раз напомнить себе и окружающим, что такое фашизм, который поднимает голову на исконно русской земле и какие бедствия несет он людям.


Просмотры: 493

Возврат к списку