А.В. Болдырев НАДЕТЬ ПАПАХУ И ЧЕРКЕСКУ НЕ ЗНАЧИТ СТАТЬ КАЗАКОМ.

17.02.2017

А.В. Болдырев НАДЕТЬ ПАПАХУ И ЧЕРКЕСКУ НЕ ЗНАЧИТ СТАТЬ КАЗАКОМ.

          Село не всякого принимает.

          Тема сельской жизни, как состояния близкого к естественному, природному, в противовес городской жизни, противоположность полного интриг «высшего света» и простых нравов селян, давно волнует умы интеллигенции. Не стал исключением и Лев Николаевич Толстой, по повести которого в 1961-м году, режиссером Василием Прониным был снят фильм «Казаки».

          Толстой – это Толстой. Поиск истины, размышления о смысле жизни мы видим и в этом, одном из первых произведений классика. Экранное решение интересно тем, что слова героя, передающие его мысли подкрепляются зрительными образами гор, леса, полей, виноградников, помогая зрителю глубже проникнуться переживаниями главного героя.
          Уставший от светской жизни, изрядно промотавшийся юнкер Дмитрий Оленин едет из столицы на Кавказ, где поступает в пехотный полк. Остановившись на постой в казачьей станице, он ходит в папахе и черкеске, постепенно знакомится с казаками, завоевывает их расположение, несмотря на свое дворянство и некую отчужденность казаков по отношению к «армейским». Со старым Ерошкой он ходит на охоту и пьет чихирь. И находит отдохновение своей душе. Постепенно его посещают мысли: «А не остаться ли здесь? Купить хату, жениться на казачке, жить также просто, как живут эти простые люди». Он даже решается посвататься к дочери хозяев Марьяне. Но не складывается. Несмотря на приобретенную внешнюю схожесть, он остается чужим в этой среде. И переломным моментом является трагическая гибель в стычке с горцами гибель жениха Марьяны Лукашки. Дмитрий сам был в этой стычке, но не пострадал и это разрушает зарождающуюся было ответную симпатию Марьяны.
          Интересно решена сцена прощания Оленина со старым Ерошкой. Оленин уже не в черкеске и папахе, а в армейском мундире и фуражке. Как-то даже черство говорит Ерошке: «Ну, прощай!» И добавляет как бы извиняясь: «Видишь, ни приехать, ни уехать по-вашему не могу». Он чужд этому миру, и этот мир не принял его. Сколько бы ни старался, он не станет здесь своим. Таков вывод из фильма и повести.

          Поскольку мы люди политизированные, попробуем порассуждать, чем мог быть вызван заказ на это фильм со стороны советского государства.  Начнем с того, что фильм мягко вписывается в рамки классовой идеологии, господствовавшей в те годы. В принципе, на экране все «классово чуждые». Главный герой – дворянин. Остальные персонажи – терские казаки, тоже элементы, которые подвергались серьезным преследованиям со стороны советской власти, но всё-таки классово более близкие, живущие своим трудом, практически «трудовое крестьянство». Так вот эти люди не приняли «барчука». Он не смог вписаться в их среду, в их быт. Получается, что всемирно признанный классик показал классовое отчуждение дворянства и людей, живущих своим трудом на земле. Не будем забывать, что 1961-й год, когда вышел фильм, это не только Полет Гагарина, но и XXII съезд КПСС, где был принят «Моральный кодекс строителя коммунизма» и где было провозглашено знаменитое «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!». С другой стороны, это был самый расцвет так называемой «оттепели», когда кругозор советских граждан расширился, а вместе с ним и пространство для сомнений. Напомним, что именно с XXII съездом связан пик разоблачений «культа личности» , а значит и вызванных ими сомнений в правильности пути по которому идет страна. И в этой ситуации дополнительное подкрепление советской идеологии со стороны авторитета Льва Толстого было весьма кстати. Плюс как раз в те годы активно осваивалась Целина, внедрялась кукуруза, значит привлечение внимания к сельскому труду, формирование положительного образа сельского жителя, а в фильме есть сцены уборки винограда и другого сельского труда также «ложилось в строку». Получается, что фильм получился достаточно своевременным

           А вообще, фильм стоит посмотреть, просто, чтобы еще раз прикоснуться с советской кинематографической школе. Получить удовольствие от актерской работы Леонида Губанова, Зинаиды Кириенко, Бориса Андреева, Бориса Новикова, Анатолия Папанова.


Просмотры: 363

Возврат к списку