А.В. Болдырев ЖЕНЩИНЕ НУЖНО ПЛЕЧО. ДАЖЕ САМОЙ СИЛЬНОЙ

15.11.2017

А.В. Болдырев ЖЕНЩИНЕ НУЖНО ПЛЕЧО. ДАЖЕ САМОЙ СИЛЬНОЙ

          В последнее время один из самых популярных сериалов на наших телеэкранах это «Сваты», где роль Дедушки Юры (Юрия Анатольевича Ковалева) исполняет Анатолий Васильев – один из известнейших актеров русской и советской школы. Я посмотрел несколько серий современного сериала и как-то вспомнил другую его работу в картине конца 1970-х, посвященной проблемам тогдашнего села и которые выходили далеко за рамки только сельского кино.

          Речь пойдет о фильме «Близкая Даль», снятом в 1978-м году на студии «Мосфильм» режиссером Виталием Кольцовым.
          В общем, в нем рассказывается о непростых отношениях двух зрелых, изрядно побитых жизнью, людей, которые, несмотря на все трудности и предрассудки находят свое счастье. Она – Анна (Анна Владимировна) Тальникова – заведующая отделением, а потом и директор совхоза. Вдова, сын в интернате, живет под одной крышей со свекровью. На «мелочи», вроде мотоцикла или «газона» не разменивается, разъезжает на трехтонном ЗиЛ-130. Он – Сергей Букреев - бригадир мелиораторов, перекати–поле. Где-то в прошлом торговый флот и рейсы в Атлантику. Где-то живут родители, где-то бывшая жена, что оставила его после того как он «загремел» по «подставе» приятеля. Весельчак и балагур, рукастый, в меру нахальный, в меру деликатный. Он и сумел найти трещинку в жесткой броне женщины-руководителя, а заодно подружиться с соседями. Переломным стало назначение Анны на должность директора совхоза. Мужская гордость не выдержала и он уехал. Но всё-таки вернулся, поняв, что не может без неё жить.
         Здесь интересно как авторы фильма показали особенности женской карьеры и женской судьбы. С одной стороны, руководителя должны уважать и где-то побаиваться. Но какой бы она ни была жесткий, суровый руководитель, каким бы авторитетом не пользовалась на улице и в деревне, она остается женщиной, которой нужно, чтобы кто-то её защитил, а то и осадил. С другой стороны, не всякий мужчина способен жить с такой женой. Быть опорой и защитой, но в тоже время оставаться в тени. В фильме Сергей смог не сразу. Потребовалось время, чтобы понять, что кроме Нюры (так только он называл Анну) во всем мире его никто не ждет. Над этим предлагает задуматься фильм.

          В фильме поднимаются и другие проблемы села конца 1970-х. Текучка молодых специалистов. Еще больший дефицит местных кадров, душой и сердцем привязанных к конкретному селу, конкретным Хавроньям и Буренкам. Показано, как не способна государственная «принудиловка» в виде обязательной трехлетней отработки даже закрепить специалиста на селе, не говоря уж о том, чтобы сделать органичной частью деревни. Вскользь упоминаются площади, засеваемые ради выполнения плана по посевным, но на которых толком ничего не вырастает. Вскользь упоминаются «сглаженные» показатели. И многое еще.

          Помимо Анатолия Васильева, хотелось бы также отметить и работу Жанны Прохоренко. Насколько мне известно, в актерской среде узкая специализация не всегда приветствуется. С одной стороны, это правильно. Если бы, например, Юрий Никулин так и оставался бы в амплуа комика, с чего он начинал свою карьеру в кино, то мы не увидели бы интереснейших образов милиционера Глазычева («Ко мне Мухтар»), Патрикея («Андрей Рублев»), рядового Некрасова («Они сражались за Родину») и многих других заслуженно ставших классикой русского и советского кинематографа. С другой стороны, узкая специализация усиливает глубину проработки образа, дает возможность на основе прошлых работ шире и ярче раскрывать новые работы. К таким актерам относится и Жанна Прохоренко. Ученица легендарных С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой, она запомнилась зрителям своими ролями в фильмах «Баллада о солдате», «Калина красная», «А если это любовь?». Как правило, она играла женщин сильных, даже жестких внешне, но хрупких и ранимых внутри. Так и в картине «Близкая даль» ей очень хорошо удался образ женщины руководителя, способной и механизаторов организовать и, если надо, под капотом у ЗиЛа разобраться. Но которой так хочется, что кто-то родной назвал её Нюрой и сказал не терпящим возражения тоном: «Брось папиросу. … И пачку выбрось тоже» и как хочется этому подчиниться…


Просмотры: 362

Возврат к списку