Шадрин А.В. Корни прорастают через гниль

23.03.2015

Шадрин А.В. Корни прорастают через гниль

Роль в жизни человека почвы, корней, истоков Шукшин поставил в фильме «Калина Красная», общий смысл которого в том, что прожженного преступника перемалывают корни жизни, разнимая его гниль, возвращая его памяти предков и зову почвы, ждущей человеческих рук. 

Вор Егор, по кличке Горе освобождается из тюрьмы. И встречается с Любой, женщиной лет сорока, с которой переписывался, отбывая наказание. Что нужно мужику, отсидевшему срок, и вырвавшемуся на волю? Ублажить свою плоть. На «понтах» он «подкатывает» к Любе,  но перед собой он видит не ветреную девицу, а глубокую, нежную, но со стержнем, вобравшую в себя образ и лучшие качества русской женщины – Любу. Не обращая внимание на  воровской антураж Егора, она старается докопаться до еще не сгнившей сердцевины этого человека, который искренне заявляет: «Никем не могу быть на этой земле – только вором».

Любовь приглашает Егора домой. Попав в общество простых деревенских людей, Егор на какое-то время забывает о своем прошлом, но в душе Егора идет ожесточенная борьба, и на этот раз побеждает разрушающее начало. Егор уезжает в ближайший городок со словами: «Я бы хотел быть не злым человеком, я бы хотел не врать, Люба, но я всю жизнь вру, я должен быть злым и жестоким, но мне жалко бывает людей… Я вот не знаю, что мне с этой жизнью делать, с поганой жизнью, может быть мне добить ее в дребезги, веселей..». В попытке предаться разврату Егор осознает всю бессмысленность и тупиковость своих похождений, и  возвращается к Любе. Кульминацией фильма стала сцена опосредованной встречи с матерью, окончательно сломавшая старые стереотипы Егора, и давшая понимание нового смысла жизни.

Егор вливается в деревенскую жизнь, дыша полной грудью широкого душой человека. И вот когда, казалось бы, все наладилось в исковерканной жизни Егора, приходит расплата за прошлое. По воровским законам для вора – воровская жизнь, или смерть. Каждое наше необдуманное действие порождает многочисленные жизненные «хвосты», на которые нам могут наступить…

Выразительным символом душевных переживаний Егора Шукшин выбрал березу, с деревом Егор разговаривает как с живым человеком. Сразу по выходу из места заключения, истосковавшийся по воле он заехал в березовый лес: «Ну что, невестушка, заждалась, матушка...». По возвращении из городского блуда, ощущая наполнение жизни смыслом, великолепному дереву он говорит: «Какая Василиса, прямо рожать пора». После встречи с матерью, когда нутро его разрывалось от невыносимой душевной боли за свое предательство человека, давшего ему жизнь, белая береза и православный храм символизируют окончательный уход от прошлого, и обретение Егором нового смысла жизни. И умирает Егор около обожжённой, умирающей березы.

Смог бы Егор претерпеть подобную трансформацию в условиях городской суеты? Вряд ли. Шукшин показал этим фильмом кто лекарь душ наших – это физический труд, это природа и земля наша. И пришло время, и потянулись люди обратно к земле, чтобы познать суть свою, чтобы пустить корни и вернуть величие родов своих.

В этом смысле Шукшин продолжатель есенинской традиции, представляющей русскую природу как храм где очищаются души под воспоминание о матери.

 

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

 

С.А. Есенин Письмо матери. 



Просмотры: 813

Возврат к списку