А.В. Болдырев. БЕЛЫЕ РОСЫ – БРОСИТЬ ИЛИ НЕ БРОСИТЬ?

03.04.2015

А.В. Болдырев. БЕЛЫЕ РОСЫ – БРОСИТЬ ИЛИ НЕ БРОСИТЬ?

Очень часто за юмором или улыбкой скрываются серьезные вопросы. И улыбнувшись, мы задумываемся над вещами, которые составляют смысл жизни. Таков, например вышедший в 1983-м году на экраны СССР фильм «Белые Росы».

Старинная белорусская деревня Белые Росы идет под снос. Что делать … Город расширяет свои границы. В селе живет уважаемый человек Федос Ходас (Всеволод Санаев). Ветеран трех войн, отец троих сыновей. Живет своей повседневной жизнью. Ухаживает за коровой, привычно переругивается со своим соседом и давним приятелем Тимофеем. Иногда вспоминает покойную жену и прожитую жизнь. А город наступает. Вот и приходится Федосу избавляться от коровы. И хотя сноха пытается убедить его, что сдать на мясо выгоднее, он всё-таки продает ставшее почти родным животное. И отказывается продать хату, хотя старший сын уже нашел покупателя. Её под дачу готов купить его начальник. Но Федос не продает. Не может он продать под дачу дом, в котором прожил жизнь, в котором родились и выросли дети, умерла жена. Он искренне не понимает, как это молодым не жалко деревни, хоть и дипломатично старается этого не показывать. В разговорах мягко сетует: «Трудностей не хватает. Огород ковырять не надо. Даже по малой нужде из дома выходить не нужно.» А ведь где-то он прав. Деревенский быт заставляет человека двигаться, держать свое тело в порядке. Лично я был свидетелем, как вывезенный в город бодрый старик угас буквально за год. Федос умом понимает, что остановить процесс нельзя, и старается приспособиться к новым условиям, но душа не принимает. А что поделаешь? …

Старший сын Андрей. Всё у него вроде правильно. Видно, что при должности, при связях. Ходит в костюме и шляпе. Деловая ухоженная жена. Впрочем, младший брат Василий называет её «коброй» и, похоже, есть за что. Но вот снов Андрей не видит. И детей нет. Как-то в запальчивости Федос бросает: «Вы их нерожденных по поликлиникам развезли!». Вот и задумаешься тут: Дети и карьера? Кто и как должен был жестко взять ситуацию под контроль.

Младший Василий (Николай Караченцов). Хороший, в общем, мужик. Веселый, работящий. С правильными понятиями о жизни. Но какой-то непутевый. Не ладится у него семейная жизнь. Дело идет к разводу. Плюс ко всему объявился прежний ухажер его жены Маруси (Галина Польских) - Мишка Кисель (Станислав Садальский), которого та всё еще любит, хоть и не может простить, что бросил. Пользуясь своим авторитетом, Федос старается разобраться в хитросплетениях отношений и найти объективное решение. Однако по стечению обстоятельств развод не состоится. А Мишка Кисель, поразмыслив над жизнью, поймет, что ему нет места ни в жизни деревни, ни в жизни Маруси и уйдет из деревни. Развод отменяется совсем. Может быть, это и не совсем правильное решение, но всё-таки лучше, чем дочь-безотцовщина.

Наконец средний Сашка. Его со свойственным обаянием исполнил Михаил Кокшенов. Помотавшись по стране, он возвращается к отцу. И отец ставит перед ним вопрос ребром: «Ты от меня родителя отвязался – это понятно. А к кому привязан?» И тут же организует сватовство к давней Сашкиной любви – почтальонше Верке.

Финал фильма – свадьба Веры и Александра. В общем, жизнь устроилась. А параллельно идет разговор Федоса с детьми. Интересный разговор. В нем объясняется, что название деревни происходит не от того, что по осени ближний луг росой покрывается. А от того, что здесь жили и живут честные и чистые – белые Русы–Росы.

Заканчивается фильм обращением Федоса к Солнцу: «Всему на Земле ты жизнь даешь. Нечего мне у тебя больше просить. Спасибо тебе за то, что жил, за то, что мучился.» Что ж, такова Жизнь. Завершает свой жизненный круг Федос. Завершает свой жизненный круг деревня. Но живут дети и внуки, растет город. Жизнь продолжается. Откровенно говоря, довольно необычно было увидеть на советском экране солнцепоклонника и не какого-нибудь таежного отшельника, а нашего соседа, уважаемого людьми и государством.

Жанр фильма обозначен как «лирическая комедия». Действительно, в фильме много мягкого юмора. Это сосед Федоса Тимофей, которого блестяще исполнил Борис Новиков – «Купи-продай» из фильма «Тени исчезают в полдень». Он лечит поясницу Федоса раскаленным кирпичом, пробует с ним тещино «растирание» и просто регулярно появляется в кадре. Это сватовство Сашки – среднего сына Федоса. И много других сцен, которые вызывают добрую улыбку. Однако не всё просто. Фильм приглашает нас задуматься, что есть основа жизни? Как уходит прежний уклад жизни. Что-то мы приобретаем, но что-то и теряем. Как строить жизнь в новых условиях. Как вообще строить жизнь.

Фильм снят в начале 1980-х. Это была другая страна. Что-то из того, что мы видим на экране не укладывается в современные условия. Однако многие вопросы актуальны и по сей день. В общем, фильм стоит и нужно посмотреть.



Просмотры: 914

Возврат к списку