А.В. Болдырев ЖИЗНЬ – ОСНОВА ВСЕМУ

21.08.2015

А.В. Болдырев ЖИЗНЬ – ОСНОВА ВСЕМУ

   Хорошо жить в стабильную эпоху, пусть трудную, но стабильную. Когда понятно где цель, к чему идем. Что хорошо, а что плохо. Что можно, а что нельзя. Совсем другое дело время перемен. Ценности меняются: Прежние либо разрушены, либо дискредитированы. Новые - еще не доказали свою состоятельность. Люди ищут опору в вековых ценностях, чтобы, отперевшись на них, создать новые. Обрести новый смысл жизни. Такова ситуация с классикой советского сельскохозяйственного кино - фильмом «Председатель», вышедшем на экраны в 1964-м году. Напомним, что это было за время. Сталина, с которым подняли и отстояли, потом снова подняли страну, не стало десятилетие назад. Буквально вчера состоялся памятный ХХ съезд КПСС с его «закрытым» докладом, который почему-то стал известен многим, хотя бы в общих чертах. Одни герои перестали быть героями. Другие, чьи портреты зачеркивали в учебниках, а фамилии вымарывали, вдруг замелькали на экранах кинотеатров и страницах газет и новых книг. Вот-вот снимут и Хрущева, которого в народе называли «кукурузником» за безудержное стремление внедрить везде кукурузу. Как быть, чему верить? Что ставить в пример? Каких показывать героев? 
   1947-й год. В истерзанную войной родную деревню возвращается Егор Иванович Трубников. Однорукий инвалид, он фактически олицетворяет страну. Тогда, по сути, вся страна была инвалидом. Погибло страшное число людей. Причем людей лучших, которые могли бы работать и работать, лучший генофонд нации. Половина страны лежала в руинах. Колхоза фактически нет. Бабы с ребятишками, да старики. Все забились по углам. Мужики – кто погиб, а кто ищет легкого рубля на стороне. Что делать? Остается только одно: самому впрягаться и вытаскивать на весеннюю траву коров, отощавших за зиму настолько, что не могут встать. Собирать людей и собственным примером убеждать, что выжить можно только колхозом. Где уговором, где договором, где бутылкой, где матом, а где и кулаком. Интересно, много ли найдется способных отдать собственные деньги на аванс колхозникам? И жизнь налаживается. Несмотря на объективные и субъективные трудности. Ей, Жизни служит в первую очередь Егор Трубников. Ради неё не щадит ни себя, ни родного брата, ни кого. Не ради установок свыше, а ради понимания, что выжить можно только сообща, в колхозе. Накормить себя, накормить страну. И у него получается. Люди за ним идут. Как не пойти за тем, кто ради них готов на всё?! И Жизнь торжествует. В последних кадрах, на похоронах уважаемой всеми Прасковьи прибегает девочка и громко кричит: «У Лизы родилась дочка!». Вот она, Жизнь, побеждающая смерть. 
   Остановимся на некоторых нюансах, делающих фильм документом времени. Начнем с натурализма показа послевоенной деревни. Это не лубочные «Кубанские казаки», снятые в конце 1940-х. Разруха и горе. Только что пережили боль и унижение оккупации. Колхозную идею поддерживают не все. Брат Егора так и остался врагом колхоза. Да, он, в конце концов, уехал вместе с семьей. Уехал, но не перевоспитался. В середине 1960-х уже можно было об этом снимать. Проблема на заседании районного комитета Партии: «У нас нет ни одного Героя Соцтруда по свиноводству». В Звезде проблема, а не в том, что мало производим свинины или кормов не хватает». Такая критика тоже была тогда уместна. Очень яркий момент – противостояние первого секретаря обкома Партии и руководителя Управления МГБ области. Сама мысль, что позиция «органов» может не совпадать с позицией Партии, да еще и быть отрицательной в принципе крамольна. Но тогда и об этом говорили. Как говорили и о лагерях и что не все, кто там был, были действительно виноваты. Как, например, друг Егора Трубникова - Василий Кочетков. Возвращается из заключения, сидел, по его словам, за Испанию, где был связан с Михаилом Кольцовым и Антоновым-Овсеенко. Испания второй половины 1930-х - ситуация в принципе сложная и запутанная. С одной стороны – генерал Франко . С другой – конгломерация различных сил, которые будучи врагами Франко, далеко не всегда были друзьями между собой. Известно, например, что Михаил Кольцов в Испании встречался с эмиссарами Троцкого. В середине 60-х об этой связи не особо говорили, зато много говорили о трагической судьбе поэта. 
   Еще фильм интересен актерскими работами выдающихся советских актеров Ивана Лапикова, Ноны Мордюковой, Вячеслава Невинного и конечно Михаила Ульянова. Собственно говоря, именно с «Председателя» началась его всесоюзная известность.




Просмотры: 608

Возврат к списку