А.В. Болдырев ДЕРЕВНЯ ПРОЯВЛЯЕТ ЛУЧШЕЕ.

25.09.2015

А.В. Болдырев ДЕРЕВНЯ ПРОЯВЛЯЕТ ЛУЧШЕЕ.

   В некий колхоз приезжают четверо мужчин не вполне студенческого возраста, заявляют, что они студенческий отряд и предлагают что-нибудь возвести. Но у колхоза есть всё. Строить ничего не нужно. Однако руководитель «студентов» объясняет, что у колхоза нет «фонтанария», который жизненно колхозу необходим, но они готовы возвести его за каких-то 1000 рублей каждому. На вопросы о возрасте «студенты» отвечают, что они аспиранты. Председатель сомневается, но отказать студенческому отряду как-то неудобно, всё-таки не какие-нибудь «шабашники», а аспиранты и соглашается: «Людям надо верить». Так начинается фильм режиссера Георгия Щукина «Кот в мешке», вышедший на экраны в 1978-м. На самом деле один «студент» Тюлькин – тихий городской пьяница, у которого даже чайника нет. Савчук – осветитель в театре, которого постоянно шпыняет режиссер. Руководитель «стройотряда» Панин – скрывающийся от милиции алиментщик. Только один из всей компании имеет отношение к учебе. Руслан учится в вечерней школе. И так уж сходится, что как экзамены, так у него рождается двойня. Итого уже шестеро детей.
   И «студентам» приходится соответствовать. Соблюдают сухой закон, делают по утрам зарядку, читают в клубе лекции о международном положении и выступают с концертом. Уклониться невозможно. За «аспирантами» пристально наблюдают пионеры, заведующий клубом, корреспондент районной газеты и вся сельская общественность. Под их влиянием люди преображаются. Первоначальный рваческий интерес уходит. Выясняется, что «фонтанарий» колхозу не так уж и необходим, а вот смонтировать кормоперебатывающий комплекс нужно. Как раз Руслан – специалист по этим комплексам, а Тюлькин – вообще механик, каких поискать.
   В поисках «трудновоспитуемых», наличие которых обещает проверить корреспондент районной газеты, Тюлькин выходит на двух братьев-озорников 6-7 лет, которые своими шалостями «достали» всю деревню. В качестве воспитательной меры он делает им замечательного деревянного коня. И те отвечают взаимностью. Правда их попытка «показать» дяде Кузе фейерверк, который он не видел по причине нахождения в вытрезвителе, - проговорился в момент откровенности, а братья подслушали, - заканчивается пожаром, зато от чистого сердца.
   К слову: на «фонтанарий» в колхозе расценок не было, а на кормоперерабатывающий комплекс были. И не 4000, а в разы меньше. Вот и получили «аспиранты» в колхозной кассе по 200 без малого рублей вместо тысячи. Но не возмущались. Видимо, получили нечто большее, чем деньги.
   Общий посыл фильма понятен: деревня доверяет, но и проверяет. Благо, все на виду, не затеряешься в толпе, как в городе. И востребует лучшее из того, что есть в человеке. Понятна и политическая установка того времени: народ из деревни бежит, надо создавать привлекательный образ. У создателей фильма это получилось. Финал фильма как раз в этом духе: Савчук прыгает из парохода в воду, чтобы вернуться в деревню к фельдшерице Алевтине, которую искренне полюбил, и которая полюбила его.
   Где-то фильм наивен. Реальный председатель с первого взгляда изобличил бы «студентов». И вообще люди на селе со своей хитринкой и по многим вопросам способны обвести вокруг пальца. Однако в главном создатели правы. На селе люди более открыты и больше доверяют себе и другим.
   А еще фильм стоит посмотреть из-за хорошей актерской работы Олега Анофриева, Бронислава Брондукова, Татьяны Новицкой. Послушать незамысловатую, но очень душевную песню Олега Анофриева «Одуванчики». 


Просмотры: 719

Возврат к списку