А.В. Болдырев ВСПОМНИТЬ «ШАБАШСТРОЙ»

05.01.2016

А.В. Болдырев ВСПОМНИТЬ «ШАБАШСТРОЙ»

           О 80-х годах уже прошлого столетия принято говорить как о времени «застоя». Характеристика уничижительная, даже оскорбительная. Застоя, в его прямом понимании не было. Страна была в движении. Заводы работали, поезда ходили, хлеб выращивался. Проблемы были. Их пытались осмысливать и предлагать решения и не где-то за закрытыми дверями, а вполне открыто, с экранов кинотеатров людям говорили о проблемах и возможных путях решения. Вот например фильм «Пора летних гроз», снятый в 1980-м году режиссером Анатолием Буковским на студии имени Довженко.
          В совхозе Степной Просторненского района, где-то на Кубани работает директор Школьников Олег Николаевич. И не просто работает, а держит хозяйство, как принято говорить «в узде» и добивается результатов, не всегда оглядываясь на идеологические нормы. Оправданием ему служит результат, которого он добивается. И райком, в лице Первого секретаря Барышевой Ксении Борисовны его поддерживает. Взять хотя бы строительство фермы. Одну возвел «шабашстрой» и она уже работает, а другую третий год не может завершить «Межколхозстрой». Не Школьников, а Барышева на конкретных показателях доказывает Второму секретарю райкома, насколько выгоднее переплатить шабашникам и запустить объект, получая привесы и надои, чем держаться правил и ждать, когда стройка будет завершена легальным путем. В «Межколхозстрое» низкие зарплаты, отсюда – текучесть кадров, проблемы со снабжением стройматериалами. Вопрос о возможном «неправильном» происхождении стройматериалов у «шабашников» Ксения Борисовна предпочла обойти стороной. «Шабашник» - это, по сути, полулегальный частный предприниматель. Его преимуществом были оперативность, скорость (оплата почти всегда была аккордной: сделал – получил). За него никто не отвечал. Он сам находил материалы, людей. Но он и рисковал. Часто шел на грани законности, нарушал технологию, нормы техники безопасности. Руководитель хозяйства не редко тоже шел на грани финансовых нарушений, но строить было надо, а законными методами получалось не всегда. И вот в фильме, с экрана, на всю страну, практически от имени партии практика «шабашстроя» оправдывалась. Не думаю, что такой сценарный ход был личным произволом авторов картины. Скорее всего, это была косвенная подсказка руководителям. Ведь снято-то по заказу Гостелерадиокомитета. Напрямую в передовице «Правды» такое говорить нельзя, а через фильм – почему нет?
          Не только о «шабашстрое», успешном, но противоречащем идеологическим установкам явлении, идет речь в фильме.
          Есть еще история Екатерины Лазаренко. Отличная доярка, большие надои, ухоженные буренки. По праву и честь. Депутат, член бюро райкома Партии, поездки в Болгарию, Чехословакию. Выдвинули на руководящую должность – сделали заведующей фермой. И вот тут она не справилась. Директор совхоза Школьников не стал долго думать, переместил её обратно в доярки. А та – заявление на стол. Ну а поскольку член бюро райкома, то дело дошло до Барышевой. А та предложила не торопиться, подумать, как минимум, отработать положенный по закону срок. Вот здесь посмотрим подробнее. Советская система предполагала только одну карьерную лестницу – административную. При этом забывали о том, что администратор – это специфическая профессия со своими знаниями и навыками. История СССР знает немало больших и малых примеров, когда из хорошего рабочего получался никудышный управленец. Взять хотя бы легендарного шахтера Алексея Стаханова. А обратно на рабочую должность уже не хочется. Да и окружающие засмеют. Для них это уход из чужой профессии, не возврат к тому, что человек умеет хорошо делать, а понижение, снятие - «выгнали». Отметим, что и здесь партийные органы поддержали Школьникова, хоть и пожурили за не проявленную чуткость. Лично для Лазаренко, вопрос разрешился через её «партийную совесть» Лазаренко. Но в жизни всё было сложнее. На производстве, например, если видели толкового разработчика и искренне желали его поощрить, поднять зарплату, то имели только один путь – поставить на должность, другого механизма материального поощрения не было. А он уже не мог. Разбираться с железом – пожалуйста, а с людьми – никак. Вот и возникали коллизии. Я с осторожностью отношусь к западному опыту, но в компании, где мне довелось работать, существовали две карьерные лестницы: управленческая и инженерная. И не редки были случаи, когда разработчик имел большую заработную плату, чем его босс. А в СССР эта проблема существовала и не имела внятного решения.
          В фильме поднимается еще целый ряд вопросов наподобие оторванности академической и ВУЗовской науки от практики, бегства сельскохозяйственных специалистов в город, которые волновали умы сельских и не только сельских жителей на рубеже 70-х и 80-х годов прошлого века.
          Также хотелось бы отметить актерскую работу Нины Антоновой, исполнившей главную роль в фильме. Ей удалось воплотить на экране образ женщины, которая сочетает в себе мудрого руководителя, которая умеет, когда надо, быть жесткой, а когда надо – мягко увещевать. Она же заботливая мать, озабоченная счастьем дочери. И она же просто усталая, не очень молодая женщина, которая сама нуждается в поддержке.
          В картине также присутствует и лирическая линия взаимоотношений Второго секретаря райком Грачева Сергея Петровича и дочери Барышевой – Любы; брата Сергея – Дмитрия Грачева и Екатерины Лазаренко. Улыбку вызывает поведение их младшей сестры, которая с ехидцей, присущей исключительно девушкам-подросткам подначивает братьев по поводу их личной жизни.
          В общем, фильм интересный, многоплановый, который стоит посмотреть и чтобы подумать, и просто для души.


Просмотры: 648

Возврат к списку