А.В. Шадрин НА ЕГО ДИЗЕЛЯХ ХОДИЛИ ВСЕ НАШИ ТАНКИ

19.01.2016

А.В. Шадрин НА ЕГО ДИЗЕЛЯХ ХОДИЛИ ВСЕ НАШИ ТАНКИ

          18 января 2016-го года я был приглашен в Музей Боевой и Трудовой славы ЧТЗ, где состоялись Трашутинские Чтения, приуроченные к 110-летию со дня рождения Ивана Яковлевича Трашутина - конструктора-моторостроителя, главного конструктора по моторостроению ордена Ленина Специального конструкторского бюро № 75 Челябинского тракторного завода, инженер-полковника. Дважды Героя Социалистического Труда (1966, 1976). Почетного гражданина города Челябинска. Разработанные под его руководством двигатели устанавливались и устанавливаются на самые различные транспортные машины, работают в составе стационарных установок. Но основным их назначением является бронетанковая техника. Отечественные танки, начиная с Т-34 и КВ и заканчивая Т-72, оснащались трашутинскими дизелями. И сейчас на "Армате" установлен двигатель в котором наследники Ивана Яковлевича применили многие из его решений, которые отлично зарекомендовали себя в самых различных условиях эксплуатации. Организаторами мероприятия выступили Челябинское отделение Российского военно-исторического общества, Музей Боевой и Трудовой славы ЧТЗ, кафедра «Колесных и гусеничных машин и автомобилей» ЮУрГУ при поддержке Челябинской организации «Общества «Знание» и Южно-Уральской торгово-промышленой палаты.
          В мероприятии приняли участие: Директор музея ЧТЗ - Дида Надежда Артемьевна, Владимир Георгиевич Литвинов - Первый заместитель Председателя ЧООСПД «За Возрождение Урала». От имени Областного совета ветеранов и ветеранов Челябинского Тракторного собравшихся приветствовали Дегтярь Александр Григорьевич и Мингазов Ханиф Хайдарович, который был лично был знаком с Иваном Яковлевичем. Заведующий кафедрой, «КГМиА» профессор Бондарь Владимир Николаевич и профессор кафедры «ДВС» Шароглазов Борис Александрович ЮУрГУ. В.Н. Бондарь передал в дар Музею модель «58-й» модификации трашутинского двигателя. Чем вызвал некоторую дискуссию среди собравшихся. Все узнали на ней «свои» детали и узлы.
          О первом впечатлении от знакомства с двигателем В-2 и небольшом открытии, связанном с авиационными корнями танкового двигателя, рассказал участник Челябинского отделения Российского военно-исторического общества, один из организаторов «Трашутинских Чтений» Болдырев Андрей Валентинович.
          Особую ценность представляло выступление участника боевых действий Седнева Сергея Николаевича. Он не понаслышке знаком с работой челябинских дизелей в боевой обстановке и прямо заявил, что многим и многим они спасли жизнь.
          Фанат дизеля называли Ивана Яковлевича коллеги. Интеллектуальная деятельность в связи с разработкой двигателей не прекращалась и дома, где в специальной тетрадочке Иван Яковлевич ежедневно в деталях делал пометки о недоработках и новых идеях.
          Встреча продолжилась в неформальной обстановке, за чашкой чая. И вместе с обстановкой изменилась и тональность разговора. Каким был Иван Яковлевич в быту. Большинство из присутствующих знали его лично, вместе с ним работали и в КБ, и в диспетчерской цеха, и на испытательном стенде, и на сельхозработах. Поэтому рассказы не прекращались. Как-то военная приемка обнаружила на поршнях микроскопическую коррозию и на этом основании приостановила приемку продукции. Вроде бы опасения были резонны, коррозия на ответственной детали недопустима, но и производство встало. Дело дошло до Главного конструктора. Уже поздно вечером в диспетчерской цеха собрались военпреды. Вошел Главный конструктор. Он уже был в курсе проблемы и сразу на русском устном, которым владел в совершенстве, объяснил военной приемке какие температуры в камере сгорания дизеля и что происходит с коррозией при таких температурах. На этом совещание закончилось. Распоряжение ставить «звезду», - клеймо военной приёмки, - было получено. Правда, пришлось проработать всю ночь, сдавая детали, но сменное задание было выполнено. Работники кадровых служб рассказали, как уважительно относился он к людям. Часто лично просил за своих сотрудников. И при этом был единственным из руководителей завода, который потом благодарил, если его просьба или ходатайство удовлетворялось. Насколько трогательно относился к детям, дело доходило до шалостей, вроде подкладывания конфеты в капюшон куртки. Возможно, из-за этого своего отношения к детям, он и выбрал в качестве места установки бюста – «Детский парк имени Терешковой».
          Все участники тепло благодарили организаторов за сохранение памяти Главного Конструктора, за возможность встретиться и поговорить, вспомнить, как создавали двигатели. Говорили о том, что ощутили себя участниками большого дела, наследниками великого человека. Было решено издать материалы «Трашутинских Чтений».

          Статья подготовлена на основании материалов, предоставленных Болдыревым А.В.


Просмотры: 1258

Возврат к списку