Нестеров П. ТАЛАНТ – ПОДСПОРЬЕ ИЛИ ПРОБЛЕМА?

24.06.2016

Нестеров П. ТАЛАНТ – ПОДСПОРЬЕ ИЛИ ПРОБЛЕМА?

          Многие родители радуются талантам детей. Действительно ещё с древних времен способности – так можно перевести древнее слово «талант» - считались благоволением свыше. И вот, видя, что ребёнок начал быстрее всех считать, уже говорят: он талантлив, он будущий математик.  
          Но разве это не отлично? Радоваться надо! Но почему огромное количество тех, кто много обещал своим талантом, ничего не дал, а те, кто числились в «середняках» и «серостях» - стали успешными. Над этим странным явлением давно и во всех странах бьются социологи и педагоги.  
          У нас есть своя версия объяснения этого явления.
          1. Ранняя порча. Когда ребёнка с пяти лет называют талантом, водят вокруг него хороводы, восторгаются и дарят подарки, то у него складывается впечатление, что дело сделано и так уже будет всегда. Тогда и делать ничего не надо. То есть талант имеет инерцию, которая приводит к бездействию. При этом родители своими руками формируют у ребенка гордыню: мол, я уже талант, так и стелитесь передо мной, платите, благоволите мне. При этом ещё ничего не сделано, никаких реальных результатов, кроме проблесков таланта, нет.
          Но талантливые юноши и девушки ждут, когда же к ним очередь выстроится. Бесполезно ждут. Никто строиться не будет. Потому что нет ещё ничего.
          И более того. Они ждут, когда их таланты признает общество. Родители же признали – ходили вокруг, восторгались, а почему же люди не восторгаются? Ага, значит завидуют, значит, хотят талант погубить. Тогда есть повод ненавидеть общество завистников. Так из гордыни таланта рождается агрессивный паразит. Который, кстати, никому не нужен. Со всеми его талантами.
          Так родители своим поклонением таланту детей ставят их в трудное положение: привыкнув к поклонению, они не могут найти себя в суровом обществе, где нужны не проблески таланта, а реальное дело и результативное действие.

          2. Установка на талант втихую заменяет установку на труд. Считается, что талант – это что-то вроде лифта и эскалатора, на который нужно только встать и он понесет человека к лучшей жизни: уважению в обществе, хорошей зарплате. Откуда взялось такое странное мнение, переходящее в горделивое убеждение?
          Опять-таки дело упирается в родителей, которые, восторгаясь талантом ребенка и ничего не говоря о непременном условии реализации таланта по имени Труд, оказывают ему медвежью услугу: он настолько проникается этим настроением, что, вырастая, начинает ждать, когда же его талант его «вывезет».
          Бесполезное ожидание.  

          3. Есть и проблема самого таланта. Действительно, есть люди, у которых что-то получается очень легко и просто. Это и есть талант. Но именно эта лёгкость и становится проблемой. Молодой человек попробовал – получилось. Без особых усилий и труда. Это же замечательно. Но возникает и соблазн идти туда, где всё будет легко получаться. А это тупик, потому что, как сказал один писатель, «проба пера не есть написанный роман»: ни один талант без тяжкого труда не реализуется.  
          Есть в талантливости вторая проблема. И разбросанность, невозможность сосредоточиться на чём-то одном. Попробовал – получилось. Отлично. Попробовал второе – опять получилось. Попробовал третье – опять здорово. И все интересно и все увлекательно. Неважно, что поверхностно, главное получилось сразу. Но если получается, то как от этого отказаться, как выбрать будущее, профессию, жизненный путь? И вот талантливый человек начинает топтаться на месте, выбирать, прицениваться, торговаться, терять время, тогда когда «троечник» выбрал из немногих возможных и ринулся туда, отдавая все силы.  
          Вот здесь причина победы «троечников» над «отличниками»: пока последние перебирают веер своих талантов, наслаждаются образами будущего признания, щелкают языком от самолюбования, соображают, где же им расцвесть, троечники, особо не выбирая, хватают возможность в зубы, просто работают и так идут вперёд. В конце-концов опережая «отличников»
          И эта логика, кстати, не имеет возраста: такая закономерность работает, как в пять, так и в пятьдесят лет.
          Изучение судеб бомжей и опустившихся алкоголиков меня привело к шокирующему результату: по рассказам 70% из них, они были очень талантливы, все получалось, но «жизнь сломала». Но по объяснениям я понял, что не «жизнь сломала», а гордыня; они, таланты, вели себя как хозяева жизни там, где они были просто наёмными работниками – со всеми вытекающими: никакой работодатель не потерпит, чтобы вместо работы сотрудник блистал никому ненужными талантами. Как сказал один глава фирмы, «Будь ты хоть семи пядей во лбу, но если ты не сдаешь вовремя работу и отчёт, то умничай в другом месте».  

          Талант – это возможность ускорения. На самом деле это так. Действительно, если у тебя что-то получается способнее и быстрее, чем у другого, то ты более конкурентный человек. Талант – огромное подспорье. Но если не уметь управлять талантами, не заметить в таланте подвох, положиться на него, то он станет проблемой, засадой, проблемой и тупиком.  
          Это важно знать в первую очередь родителям, чтобы они не торопились соблазнять детей, сохраняя это при себе, помня, что талант имеет более строгий смысловой эквивалент: ПРЕДПОСЫЛКА. Не более того.  


Просмотры: 555

Возврат к списку