Нестеров П. КОГДА НУЖЕН, А КОГДА НЕ НУЖЕН ОПЫТ СТАРШИХ?

05.07.2016

Нестеров П. КОГДА НУЖЕН, А КОГДА НЕ НУЖЕН ОПЫТ СТАРШИХ?

           Несмотря на то, что мы пишем о своем опыте и делаем рекомендации исходя из него, вспоминая себя, мы отдаем себе отчёт, что не весь опыт старших применим. А значит не весь опыт старших нужно перенимать. Какой же именно нужно перенимать точно, а какой нет? Как это отличить, как выделить нужное и ненужное?  
          Не весь опыт старших идеален. Как отделить верный опыт от неверного? Смотрим фильм из Голливуда о том, как отец учит сына соблазнять девушек и, в конце концов, превращает его в донжуана. «Крёстный отец» учит детей входить в криминальный мир. Много из того, что могут старшие и опытные, вызывают сомнение. Поэтому и не всё применимо.  
          Но как отделить одно от другого?  
          Понятно, что советы по трудовой карьере сразу сужают тему, отделяя от криминальных «опытов». Но и в рамках трудовой карьеры множество неурядиц и споров. Поэтому есть смысл предложить несколько ключей к самому опыту.

          1. Различить частный пример и обобщённую позицию. Если опытный человек способен дать только частный случай из своей жизни и работы без обобщения, этого мало, потому что частный случай зажат в рамки локального времени и может быть бесполезен. Например, все варианты трудоустройства в СССР совершенно не стыкуются с нынешними. То есть помочь в прямом смысле в трудоустройстве могут только вдвойне опытные люди – люди с опытом не только советским, но и постсоветским. Причина проста: в нынешнее время больше проблемы трудостройства есть проблема удержаться на рабочем месте, есть проблема сохранить себя в коллективе. Ведь сегодня поступить (и принять) на работу совсем не то же самое, что в СССР. В СССР если ты поступил на работу, то тебя уволить практически невозможно, если ты формально не нарушаешь КЗОТ, а сегодня это дело простое. 33 статья для нерадивых в СССР действовала, но очень неохотно – партия заставляла «носиться» с нерадивыми работниками. А сегодня – особенно в рамках контрактных отношений - расчёт дело одного дня.  
          Тоже касается удержания в коллективе: при открытой конкуренции, которая всюду, люди в коллективе, работая вместе, тем не менее, находятся в конкурентном напряжении и борьбе. В СССР тоже была борьба, например, между КБ Яковлева и КБ Микояна, однако там были ограничения и многое решалось не в коллективе, а в политическом руководстве города, региона или Москвы. Сейчас уровень решений – фирма. Всё другое.  
          Поэтому более всего интересны рабочие принципы в целом – которые гарантируют работу от поступления до собственного увольнения. То есть техники трудоустройства как простого поступления на работу сегодня неинтересны: нужен опыт шире – по утверждению на рабочем месте, трудовая карьера в целом.  
          Не все эти принципы могут дать.

          2. Есть опыт, который не видит будущее, перспективу. Это касается частного сюжета, который не устремлён в будущее. Трудовая карьера – это цепь поступков, состоящая из звеньев. Удачное звено, удачный трудовой пример не гарантирует успех трудовой карьеры в целом. Более того, может помешать. Ведь что такое локальный успех? – Это вынутое звено из цепи. Цепь-то при этом рушится! Человек вошел в долевые отношения, потом забрал долю и поехал отдыхать на взморье. Удачно? Один раз живём! И почему нет? – позагорал, искупался, пофлиртовал – чего же плохого? Но цепь успеха порвана – это значит дивидендов по долям больше не будет. Возникает вопрос перспективности примера «опытных». Явно спорный опыт.  
          Так что опытных нужно различать от «опытных» (в кавычках»).

          3. Опыт, чего скрывать, часто навязывается: «вот мы», «вот у нас!» Это не всегда способствует его принятию, ведь часто взрослые люди мечтательно могут смотреть на своё прошлое и идеализировать его, забывая негативное, вспоминая сильное и красивое. Передача только положительного и сокрытие негативной части не всегда верно в деле передачи опыта. Нужно уметь передать всю картину процесса или примера. Это не все могут и хотят: взрослые тоже захотят быть хорошими в глазах молодых. Поэтому нам интересен опыт, который не будет «пиариться» в глазах молодых, а будет нацелен на реальную помощь будущему поколению.  

          Конечно, проблема различения опыта, лжеопыта и устаревшего опыта есть, - в этом и состоит личная работа каждого молодого человека. Нужно понимать, что чужой опыт – это не автоматический счастливый билет – его надо переработать, «пережевать», чтобы использовать. Именно поэтому сначала нужно понять общие принципы трудовой карьеры – с чего начать, на чем основываться, как действовать в целом, а уже по том применять общие принципы в частности.  


Просмотры: 591

Возврат к списку